Отличие в покраске металлических элементов салона или кузова автомобиля и пластиковых заключается только в разных красках. На пластиковые детали, как и на металлические, сначала наносится грунтовка (если требуется), а затем проводится шлифовка элементов. В общем, пластиковые детали требуют такой же тщательной подготовки своими руками, если вы, конечно, хотите, чтобы краска осталась надолго.
Разборка салона и снятие внешних деталей из пластика

Самая трудная процедура – аккуратно демонтировать пластиковые детали из салона и с наружной поверхности кузова. Варианты крепежных систем ручек, приборных панелей, решеток и накладок у каждой модели индивидуальны. Прежде чем приступить к разборке, необходимо подготовить инструменты, а иногда и изготовить специальные приспособления.
Так, например, в некоторых автомобилях снять приборную панель можно только со стороны двигателя, пользуясь штырем определенной конфигурации. В автомастерских есть разнообразные заводские инструменты для разборочных целей. В домашних же условиях приходится приспосабливать наиболее подходящие средства из того, что есть. Можно купить универсальный набор инструментов, подходящий для работы с любой маркой машины. При наличии такого комплекта покраска пластика автомобиля своими руками займет меньше времени.
Для снятия деталей из пластика используются плоские полиуретановые лопаточки, вилочки из нержавеющей стали для снятия пистонов, ключи для демонтажа систем климат-контроля и автомагнитол (с вертикальным и горизонтальным креплениями), тонкие плоские отвертки и другие инструменты. Материал, из которого сделаны инструменты, рассчитан на бережную разборку, во время которой не будут повреждены поверхности. Но, тем не менее, при разборке надо быть предельно аккуратным. Особенно важно не допускать облома пластиковых и металлических защелок, потери мелких элементов. Чтобы не забыть местоположение многочисленных мелких деталей (разъемов, колодок встроенной электроники, мелких крепежей), можно делать промежуточные фотосъемки.
Пошаговый пример того, как проводится выборочная покраска пластика салона автомобиля Лада Грант (приборная панель):
- Снятие передней консоли.
- Демонтаж кнопок, накладок, ручек (которые не будут окрашены).
- Снятие заслонок воздуховодов и колец.
- Отсоединение провода от аккумулятора (клеммы «минус»).
- Демонтаж головного устройства аудиосистемы, отключение колодки и наконечника антенны.
- Снятие рукояток температурных регуляторов распределения и поступления воздуха с осей (используется монтажная лопатка).
- Снятие рукоятки рычага управления заслонки рециркуляционной системы (используется пластиковая лопатка). В этом процессе нужно преодолевать сопротивление фиксаторов.
- Отведение накладки от панели.
- Отсоединение проводов выключателей на накладке, колодки жгутов.
- Снятие центральной накладки приборной панели.
- Обезжиривание поверхностей.
- Двухслойное грунтование.
- Просушка.
- Нанесение краски.
- Нанесение акрилового лака.
- Просушка.
- Обратный монтаж деталей на исходную позицию.
В примере Лада Грант крепеж консоли предусмотрен металлическими защелками. Устройство передней панели в каждом автомобиле имеет индивидуальную конструкцию, поэтому необходимо внимательно изучить документации и схемы своей машины перед разборкой.
Какой краской красить пластик салона?
- Существует краска, предназначенная для пластика. Виниловая краска (vinyl paint/dye) подходит для покраски интерьера автомобиля. Эта краска также может продаваться как краска для кожи салона. При этом на баллончике, при перечислении окрашиваемых поверхностей может указываться «dash panel» (панель приборов). Виниловая краска является водорастворимой и содержит виниловый пластик (пвх), который хорошо прилипает к пластиковым поверхностям. После окрашивания, краска становится частью пластиковой поверхности. Существуют разные формулы этой краски, предназначенные для специфических задач. Некоторые производители всё же рекомендуют даже эту краску наносить только после распыления пластикового грунта (для максимальной адгезии).
- Кроме специальной виниловой краски, для окрашивания пластиковых деталей салона можно применять автомобильную краску, как в баллончиках, так и распыляемую через краскопульт. Обязательным условием будет распыление специального пластикового грунта (усилителя адгезии). Более подробно этот грунт и его применение мы рассмотрим в этой статье ниже. Краску можно подобрать в магазине авто эмалей по цвету салона (на современных машинах есть табличка с кодом цвета салона).
- Если планируете красить панели салона, тогда используйте не глянцевую краску, чтобы она совпадала с остальными деталями салона. Глянцевая краска на больших деталях (или панели приборов целиком) будет выглядеть дёшево, а также может создавать блики, которые будут отвлекать от вождения. Однако отдельные элементы небольшого размера вполне могут быть глянцевыми, и будут хорошо гармонировать с остальной матовой частью салона.
- Нужно использовать краску и лак на одной основе и не смешивать различные типы ЛКП иначе могут возникнуть дефекты, связанные с несовместимостью продуктов. Найдите производителя, который предлагает всю линейку продуктов, необходимых для окрашивания салонного пластика. Это специальный пластиковый грунт, акриловый грунт (опционально), краска и лак (опционально).
Подготовка и выбор материалов для работы
Подготовка автомобиля заключается в нанесение шпатлевки и специального грунта для автомобильного пластика. Если же вы будете красить поверхность, на котором ЛКП уже выцвел, то здесь подготовка может быть выполнена только наждачной бумагой. На практике подготовка выполняется достаточно просто. Чтобы знать, как подходить к процессу покраски, нужно сначала определить, какой вид пластика находится в салоне вашего автомобиля. Определить это достаточно просто, но огнеопасно:
Поднесите зажигалку к самому недоступному для глаз месту с пластиком авто – если он будет гореть чистым пламенем, значит его нужно грунтовать. Такие танцы с бубном подсказывают нам, что на нем нет защитного заводского слоя. Если же пластик просто коптит, значит грунтовка не требуется. Этот метод подходит для любого автомобиля, не зависимо от моделей.

Материалы для покраски
Красить пластмассу салона авто удобнее всего из баллончика, только нужно проверить, что у баллончика было умеренное давление, ведь вам вряд ли хочется оттирать краску от обшивки кресел. Как обычно, выполнять покраску из баллончика элементов салона или кузова нужно в чистом и проветриваемом помещении. Также пластмассу автомобиля можно красить и стандартной кистью, но при помощи баллончика это делать гораздо удобнее.
Окрашивание пластика кистью
В некоторых случаях покраска пластиковых деталей автомобиля кистью удобнее и выгоднее, чем аэрозольным баллончиком. Такой способ обеспечивает качественное покрытие мелких фрагментов и улучшенное сцепление (адгезию) материалов. При работе с кистью необходимо учесть ряд особенностей. А именно:

- Краска, нанесенная кистью, сохнет дольше. Поэтому следует сушить детали в максимально чистом и защищенном от запыления месте.
- При окрашивании кистью необходима минимальная толщина слоя. Для этого нужно в процессе работы прижимать кисть к поверхности, погружать в краску не более чем на одну треть и работать быстро, не допуская засыхания краски на рабочей части.
- Излишки краски постоянно отжимайте о край банки
- Угол окрашивания должен быть одинаковым на всех участках
- У красок – разное время высыхания. Долго сохнущую краску накладывайте широкими полосами с последующей растушевкой. Втирание краски в поры даст в итоге равномерно окрашенную поверхность.
Покраска пластика салона автомобиля
- При покраске пластика салона температура окружающей среды должна быть комнатной или выше, иначе краска будет плохо распыляться и сохнуть.
- Красить лучше в хорошо вентилируемом месте. Должно быть хорошее освещение. Положите большой отрезок картона, а на него что-то, что будет немного возвышать окрашиваемую деталь над поверхностью, чтобы можно было её прокрасить со всех сторон.

- Нанесите усилитель адгезии (adhesion promoter или plastic primer). Нанесите усилитель адгезии так же, как наносят краску с баллончика: тонкий ровный слой из стороны в сторону на всю поверхность. После нанесения слоя усилителя адгезии (пластикового грунта) нужно дать ему высохнуть. Лучше свериться с инструкцией на таре и выждать нужное количество времени, учитывая температурные условия.
- Если уже нанесён и отшлифован акриловый грунт (см. выше), то его не нужно покрывать усилителем адгезии.
- Перед распылением краски баллончик нужно встряхнуть. Краска наносится тонкими слоями. Между слоями давайте краске подсохнуть. Переворачивайте баллончик и очищайте сопло (продувайте), между слоями, чтобы новый слой распылять через чистое сопло.
- Наносите тонкие слои, почти «туманные». Задача – создать поверхность, равномерно покрытую краской, а не хаотичными пятнами разной толщины. Количество слоёв может быть от 3 до 6, в зависимости от цвета подложки и цвета распыляемой краски. Ваша задача — создать как можно более тонкий общий слой краски, при этом изменить цвет окрашиваемой поверхности (перекрыть подложку).
- Всегда распыляйте краску равномерными проходами, перекрывая предыдущий проход последующим на 50%! Двигайте рукой с одной скоростью, распыляйте на расстоянии около 20–30 см от поверхности. При распылении краски, старайтесь держать дюзу перпендикулярно к окрашиваемым деталям. Каждый последующий слой наносится до полного высыхания предыдущего слоя. Для нанесения следующего слоя уже нанесённая краска должна подсохнуть «на прилип», то есть, при касании пальце, краска не должна оставаться на нём, но быть липкой. Таким образом, слои будут хорошо соединяться друг с другом.
- Если возник подтёк краски или другой дефект при окрашивании, то его можно устранить, отшлифовав шлифовальной бумагой P800, когда краска подсохнет, после чего снова очистить и обезжирить поверхность и перекрасить.
- Для завершения процесса окрашивания, нанесите на краску лак. Лак наносится, если Вы планировали создать гладкую глянцевую поверхность, как фото ниже. Он даст дополнительный блеск и защиту. Если окрашивалась пластиковая деталь матовой краской для пластика, с сохранением его текстуры, то лак не нужен.
- Лак можно нанести либо до полного высыхания краски (спустя 10–15 минут), либо после высыхания, но тогда краску нужно немного заматовать перед лакированием.
- 2–4 тонких слоя лака будет достаточно. Между слоями делайте перерыв в течение 5–10 минут. После 24 часов лак высохнет, и можно будет переходить к установке окрашенных деталей на место.
- По желанию окрашенные детали среднего и большого размера можно отполировать (см. статью о полировке).

- Для защиты свежего покрытия от царапин, пыли и продления блеска (если окрашивали с глянцем), используйте защитный автомобильный воск. Нанесите воск на новое покрытие, избегая попадания на панель приборов. Потом, спустя 1 минуту разотрите воск и уберите излишки. Хорошего воска может хватить надолго. Периодически повторяйте нанесение защитного слоя.
- Свежеокрашенную поверхность не желательно чистить специальными средствами для салона в течение недели. В дальнейшем лучше тоже не использовать агрессивных чистящих средств, а отмывать окрашенные элементы простой или мыльной водой с микрофиброй.