Мы знаем, что двигатель иногда может заглохнуть — особенно, в автомобиле с механической коробкой передач, мы также знаем, что это не всегда является проблемой. Однако, если двигатель глохнет при определённых обстоятельствах, то нам нужно это исправить. Давайте рассмотрим варианты, при каких обстоятельствах глохнет двигатель машины, все они будут рассмотрены в причинах ниже:
- Автомобиль глохнет на ходу:
- при переключении передач или на нейтральной передаче на МКПП;
- внезапно при наборе оборотов двигателя (нажатии на педаль газа, не только на ходу);
- напротив, при скидывании оборотов (отпускании педали газа, не только на ходу).
- Диверсифицируем карбюраторный и инжекторный моторы.
- Машина глохнет либо на холодную, либо на прогретую.
Содержание
Если машина глохнет на холодную
Проблема глохнущего двигателя на холодную является одной из самых распространённых проблем, потому что двигатель в этот момент нуждается в более богатой смеси топлива для поддержания оборотов холостого хода, пока он не нагреется. Практически все подобные проблемы в случае с холодным запуском так или иначе связаны именно с неисправностью подачи топливо-воздушной смеси к нему.
На старых двигателях с карбюраторами глохнущий на холодную двигатель (равно как и утяжелённый его запуск) наиболее часто случается из-за автоматического дросселя, который либо запал, не отрегулирован должным образом или попросту сломан. В двигателе может быть также утечка вакуума вокруг основания карбюратора, вакуумных шлангов или клапана. Другие проблемы могут включать неисправный термостат, который не даёт двигателю прогреться быстро для достижения нормальной рабочей температуры.
В двигателях с впрыском топлива, если машина глохнет на холодную, то это также может быть вызвано условиями, которые нарушают нормальную смесь воздуха/топлива. Это включает в себя вакуумные утечки или подсос воздуха, поступающего в впускной коллектор после датчика расхода воздуха, неисправное положение дроссельной заслонки или неисправность датчика кислорода (датчики кислорода обычно рассчитаны на 80-150 тысяч километров пробега, но могут засориться и раньше; а хорошая новость для Вас заключается в том, что это довольно недорогая запчасть для авто), загрязнённые топливные форсунки или низкое давление топлива, поступающего к форсункам (слабый топливный насос, неисправный регулятор давления топлива или загрязнённый топливный фильтр). Как и в старых карбюраторных двигателях, неисправный термостат также может блокировать двигатель от прогрева и достижения нормальной рабочей температуры. Неисправный датчик охлаждающей жидкости может передавать компьютеру автомобиля неправильную информацию о том, какова температура двигателя.
Иногда двигатель может глохнуть на холодную ещё и по причине неисправности в бортовом компьютере автомобиля. Неправильно выставленное программирование на заводе не может обеспечить достаточно холостого хода, когда, например, включен кондиционер, когда генератор находится под высокой нагрузкой или при чрезвычайно жаркой или холодной температуре окружающего воздуха. Исправление здесь может быть только одно: перепрошить процессор ЭБУ самым последним обновлением Вашей модели автомобиля.
Неисправный засорённый катализатор — это ещё одна причина глохнущего двигателя. Загляните под машину ночью после того, как автомобиль проработает уже в течение некоторого времени и желательно на высоких оборотах (после длительной поездки). Если каталитический нейтрализатор будет светиться, то это, вероятно, означает, что он засорен. Вам придётся заменить катализатор, однако, отправьтесь в хороший проверенный автосервис, чтобы точно убедиться, что проблема в нём, так как катализатор — достаточно дорогая запчасть.
Двигатель может глохнуть и по причине неисправности клапана рециркуляции отработавших газов (код ошибки P1406 часто). Если клапан рециркуляции отработавших газов застрял в открытом положении, то автомобиль будет работать вяло или даже глохнуть при низких оборотах. Если же клапан постоянно закрыт, то автомобиль не будет работать хорошо при более высоких оборотах. Попробуйте просто очистить этот клапан от налёта или грязи, но если это не поможет, то Вам придётся заменить его.
Неисправный датчик абсолютного давления может иногда ввести в заблуждение компьютер машины, думая, что двигатель находится под большей или меньшей нагрузкой, чем на самом деле. Датчик абсолютного давления измеряет впускной вакуум в коллекторе, который использует ЭБУ для оценки нагрузки на двигатель так, чтобы можно было регулировать смесь воздуха и топлива соответственно. Если этот датчик неисправен и передаёт неверные данные, то бортовой компьютер получит неверную информацию и, возможно, добавить или убавить количество топлива, чем его нужно в данный момент времени, в результате чего двигатель может заглохнуть.
То же самое может произойти, если датчик положения дроссельной заслонки в системе не откалиброван. Бортовой компьютер в этом случае не сможет понять, какие обороты нужны машине, и может дать двигателю слишком много или слишком мало топлива, заставляя его заглохнуть.
Вообще, крайне желательно продиагностировать бортовой компьютер машины на наличие ошибок ЭБУ, зная которые, можно понять, какой датчик или любая другая система микропроцессоров в автомобиле неисправна.
Если машина глохнет периодически на ходу
Периодические остановки мотора, которые, кажется, происходят хаотично и наугад, часто связаны с проблемами в системе зажигания. Внезапная потеря искры легко может заставить двигатель заглохнуть — тем более, если он холодный, и не допустить его запуска. Наиболее распространённые причины потери искры включают проблемы в катушке зажигания, модуле зажигания и датчиках положения коленчатого вала. Ослабление соединений проводов или коррозия электрических разъёмов также вызывают внезапную потерю напряжения в цепи зажигания и также заставляют двигатель остановиться на ходу.
Одна из самых необычных причин периодической остановки двигателя — неисправный датчик скорости автомобиля. Когда автомобиль останавливается, ЭБУ может повысить обороты до холостого хода двигателя (карбюраторные двигатели) или не возобновить перекрытую подачу топлива в двигатель, когда это требуется (если Вы едете на скорости и отпускаете полностью педаль акселератора (получается, что обороты двигателя выше, чем нужно для его работы), то подача топлива в двигатель перекрывается, а подаётся только воздух (двигатели с системой впрыска топлива), поэтому двигатель попросту глохнет без топлива.
Конечно же, ещё одной распространённой причиной того, что автомобиль постоянно глохнет, но которая, тем не менее, часто упускается из виду, — это плохое качество топлива. Влага иногда находит свой путь в подземные топливные баки, а двигатели, как мы знаем, не очень хорошо работают на воде. Иногда спиртовые добавки не могут быть должным образом смешаны или могут отделиться от бензина в присутствии воды. Плохой бензин или дизель могут заставить двигатель работать с перебоями или даже заглохнуть.
Если Вы подозреваете, что Ваша машина глохнет из-за плохого качества топлива, то слейте старое топливо и наполните бак свежим с другой заправки. Если проблема исчезнет, Ваш диагноз был правильным. Конечно же, после этого следует сделать правильный вывод о смене привычной заправки.
Иногда двигатель будет испытывать проблему с работой на холостых оборотах, когда компрессор кондиционера начинает свою работу. Обычно, ЭБУ приказывает двигателю увеличить скорость холостого хода за счёт увеличения порции подаваемого топлива в цилиндры для компенсации добавленной нагрузки на двигатель, ведь мы знаем, что кондиционер «отъедает» немало мощности. Но если сигнал о включении компрессора не доходит до ЭБУ из-за сбоя связи между модулем кондиционера и компьютером, то последний не может увеличить обороты холостого хода, в результате чего двигатель начинает захлёбываться или вовсе глохнет.
Стратегия диагностики глохнущего двигателя
Одна из стратегий для диагностики проблемы глохнущего двигателя, которая возникает только периодически — это ждать, пока проблема не ухудшится более частыми проявлениями, прежде чем пытаться диагностировать её.
Другой немаловажной стратегией является поиск ответа на вопрос: «Почему глохнет двигатель при тех или иных условиях» в специализированных форумах по модели Вашего автомобиля, либо вообще в интернете. Как правило, та или иная неисправность случается по тем или иным причинам и у одних и тех же моделей. И такая «болезнь» может проявляться у многих экземпляров Вашей модели автомобиля. И потому Вы сможете найти и точно идентифицировать причину глохнущего двигателя по длинным веткам обсуждения в сообществах и подробным описанием того или иного симптома.
Следующая вещь, которую Вы всегда должны сделать — это подключить диагностический прибор и проверить коды ошибок ЭБУ (да, мы писали об этом выше), даже если лампа индикации неисправности (Check Engine) не горит (кстати, эта лампа тоже может быть неисправна). Посмотрите на показанные прибором ошибки, которые могут пролить свет на проблему.
Другой основной диагностикой, которая всегда должна быть проведена — это проверить напряжение аккумулятора и генератора. Низкий заряд аккумулятора, слабый генератор или состояние перенапряжения — всё это может сыграть злую шутку с бортовой электроникой. Соленоиды и реле требуют минимальных напряжений, чтобы они могли функционировать должным образом, так что если батарея или система зарядки не в нормальных режимах работы, то Вы, возможно, нашли причину того, почему глохнет Ваш автомобиль.
Причины остановки двигателя на холостом ходу
Владельцы автомобилей и рабочие станций техобслуживания сходятся во мнении, что причинами глушения мотора могут быть:
- неполадки в работе датчика холостого хода, либо частичная его неисправность;
- неисправность датчика положения заслонки дросселя;
- наличие засора в дроссельной заслонке;
- засорение карбюратора или инжектора (зависит от типа автомобиля).
Бывает, что проблема может заключаться в низком качестве топлива или его отсутствии в баке, а также в других неисправностях. Если поломка серьезнее, чем кажется, то лучше обратиться на станцию техобслуживания.
Карбюраторный двигатель
Карбюратор – узел системы питания ДВС, предназначенный для смешивания горючей жидкости с воздухом и подачи ее в цилиндры двигателя. Принцип работы такого двигателя состоит в том, что горючее, сжатое в камере сгорания, поджигается электрической искрой. По количеству тактов цикличности карбюраторы делятся на четырехтактные, двухтактные и четырехтактные с полуоборотом коленчатого вала. В карбюраторных двигателях проблемы в остановке холостого хода случаются, в основном, из-за механической неисправности или банального загрязнения деталей мотора.
Причины неисправностей в карбюраторном двигателе из-за которых глохнет мотор:
- неисправность регулятора холостого хода – двигатель либо заглохнет сразу после поворота ключа в замке зажигания, либо обороты будут то увеличиваться, то уменьшаться (сбоить). Шток датчика запирает проход воздуха – двигатель останавливается;
- загрязненность заслонки дроссельного узла – заслонка не перекрывает канал подачи воздуха. Причиной может быть образование налета, попадающего через систему вентиляции топливовоздушной смеси, использование топлива низкого качества, грязный воздушный фильтр;
- отказ электроклапана холостого хода, обрыв питания – не втягивает внутрь жиклер, который перекрывает канал холостого хода. Эта же ситуация повторяется в самом жиклере, если засоряются его отверстия;
- заклинивание поплавка в карбюраторе, перекрывание иглы запорного клапана – прекращается подача топлива, двигатель останавливается. Эта проблема возникает из-за скопления налета, мелкого мусора в топливном фильтре;
- неисправность топливных форсунок провоцирует перебои или отсутствие холостого хода;
- бензонасос не подает топливо в необходимом количестве в карбюратор – мотор не получает необходимого количества бензина;
- загрязненность фильтров (воздушного и топливного) меняет качественный состав топлива – мотор сбоит и может заглохнуть;
- грязные каналы системы вентиляции картера увеличивают давление сгораемой топливовоздушной смеси, которая агрессивно действует на двигатель.
Инжекторный двигатель
Инжектор – система подачи топлива, основной принцип которой, заключается в подаче горючего (жидкости или газа) в цилиндр принудительно. Есть два вида впрыскивания – центральный (одна впрыскивающая форсунка) и распределенный (много форсунок, подающие горючее каждая в один цилиндр). Чтобы понять причину остановки инжекторного двигателя на холостом ходу, необходимо разобраться какие функции выполняют его элементы:
- управляет работой системы всего двигателя электронный блок управления (ЭБУ), который получает данные из внешней среды, а также о работе двигателя. Полученные данные передают на панель приборов;
- регулятор давления отвечает за постоянное давление в форсунках;
- подают топливо в цилиндры форсунки (электромагнитные, пьезоэлектрические, электрогидравлические);
- за подачу горючего в топливный бак отвечает бензонасос;
- чтобы вся система функционировала слаженно – работают несколько видов датчиков (детонации, положения дроссельной заслонки, фаз напряжения, расхода воздуха, положения коленвала).
Наиболее распространенные причины падения оборотов и остановки двигателя:
- регулятор холостого хода находится в неисправном состоянии;
- уровень давления горючей смеси или подсос воздуха – недостаточный;
- электронная система авто в неисправна;
- датчики расхода системы воздуха дают сбой в работе;
- свечи зажигания не работают.
Дизель не держит холостые обороты
Чтобы понять, из-за чего происходит остановка двигателя на холостых оборотах, необходимо немного изучить принцип работы данной системы. Дизельный двигатель работает так: под высоким давлением топливо впрыскивается в цилиндр, воздух при этом в цилиндре сжимается в 16-25 раз. Высокая температура способствует сжатию мелких частиц дизельного топлива, от чего эти частицы воспламеняются и происходит горение дизельного топлива. Газы расширяют поршень, он опускается вниз, то есть совершает возвратно-поступательные движения. Причинами остановки дизельного двигателя на холостом ходу могут быть:
- не поступление горючего в топливный насос высокого давления;
- отсутствие сигнала работы датчиков положения коленвала, поступающего в блок управления.
- нет возможности регулировать высокое давление в заданных пределах (наиболее частая причина остановки двигателя).
- разгерметизация системы высокого давления – элементы форсунки изнашиваются и топливо, которое сбрасывается в обратку, увеличивается. Оно достигает объемов, при которых система не в состоянии поддерживать необходимое давление в рейке;
- механический износ деталей топливного двигателя высокого давления;
- попадание мусора в фильтр клапана внутреннего давления.
Остановка классического двигателя, работающего на дизельном топливе, происходит по тем же причинам, что и в современных моторах.
Отчего глохнет машина при прогретом двигателе
В период эксплуатации, машины имеют множество разных поломок. Одна из проблем часто вызывает недоумение: отчего глохнет машина при прогретом двигателе? Вот несколько ответов на вопрос, почему машина глохнет на горячую и не заводится:
Если машина глохнет при прогретом двигателе — проверьте работу топливного насоса высокого даавления.
- Бензиновый мотор может глохнуть после прогрева из-за большого испарения топлива, вследствие чего образовывается обогащенная топливная смесь.
- Неисправен датчик контроля температуры жидкости.
- Электронное устройство неправильно функционирует.
- Форсунки при нагревании разгерметизируются. Следует осмотреть инжектор.
- Неправильная работа ТНВД при нагреве. Стоит сменить плунжерные пары, втулки.
- Неисправность в дроссельной заслонке. Иногда достаточна тщательная чистка.
- Обследование генератора.
Неисправный карбюратор
Перед тем, как начинать искать причину в этом устройстве, стоит проверить работу системы зажигания: если она исправна, убедитесь в наличии подачи топлива (см. выше). Только тогда стоит снимать крышку карбюратора. Причин отказа много, сначала посмотрите наличие бензина в поплавковой камере, исправность игольчатого клапана, потом можно проверить засоренность жиклеров, работу ускорительного насоса. Все это делать желательно не в «полевых условиях», чтобы не занести грязь в устройство.
Нельзя чистить жиклеры карбюратора металлическими предметами: это может увеличить их диаметр, что приведет к неправильной работе карбюратора.
Почему глохнет ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 или ВАЗ 2110
Засорение дроссельного узла может приводить к заглоханию двигателя в ВАЗ 2115
Причины, вызывающие заглохание мотора на холостых оборотах, для второго поколения «Самар» и «десятки» чаще всего схожи, но в то же время их может быть довольно много. Это отказ регулятора холостого хода, датчика положения дроссельной заслонки, засорение дроссельного узла и т.д. При этом методичное перебирание датчиков не всегда способно помочь в такой ситуации. Поэтому рекомендуется сразу съездить на СТО, чтобы пройти диагностику.
Это, например, может быть проблема с давлением топлива на рампе или подсос воздуха. Особенностью 15-ой модели с карбюраторным двигателем считается недолговечный электромагнитный клапан системы холостого хода.
Последовательность диагностики
Точных рекомендаций по последовательности диагностики нет. Если двигатель глохнет периодически, то лучше выждать немного времени и постараться выяснить в чем проблема. Определить неисправность в работе двигателя внутреннего сгорания несложно – электронные системы диагностики позволяют электронному блоку управления записывать неполадки. Следует помнить о методах проверки, основанных на визуальных и слуховых наблюдениях. Наличие посторонних шумов, изменение цвета выхлопов газа и других признаков – указывают на сбой в работе двигателя. Автовладельцы с большим опытом вождения авто знают, что мелкие неисправности приводят к большим проблемам – капитальному ремонту двигателя либо полной его замене. Избежать таких проблем помогают периодические осмотры деталей и узлов агрегата, которые рекомендуется проводить один раз в неделю:
- проверять уровень масла в двигателе, антифриза;
- проводить осмотр на наличие повреждений и разрывов наконечников, разъемов, шлангов;
- следить за работой прокладок и сальников.
Чтобы определить причину остановку мотора на холостом ходу, необходимо:
- Сначала тщательно исследовать мотор и пространство под капотом (особое внимание уделить осмотру деталей проводки).
- Далее проверить состояние воздушного и топливного фильтров (вместе с этим проверяется уровень жидкостей в системах охлаждения, вентиляции).
- Затем прогреть двигатель до высокой температуры, надавить на педать газа – изменение цвета выхлопных газов на белый, серый, сизый или синий, говорит о наличии проблем в ДВС.
Не помешает проверка работы двигателя на наличие разных шумов. Для этого лучше использовать стетоскоп или обычное приспособление, изготовленное из деревянной палки с закрепленной на конце металлической или пластмассовой емкостью небольшого размера. Это поможет услышать как работает двигатель. В процессе исследования звука не лишним будет определить как звучит мотор – звонко или глухо.
В случаях, когда самостоятельно решить проблему не удается, то автомобиль лучше отправить на станцию техобслуживания.
Глохнет машина на ходу, потом заводится
Если это явление приобретает устойчивый характер, то стоит разобраться, в чем дело. Это может быть:
Автомобиль глохнет при переключении на нижнюю передачу — причина может быть в подсосе воздуха.
- Если машина отключается на ходу, а потом быстро заводится при чистых свечах, то надо проверить электропроводку.
- Если на свечах видно присутствие масла, то надо обследовать цилиндры мотора.
- Неисправность системы маслоподачи.
- Если загорается индикатор-шестеренка на панели управления при движении машины, то засорены выводные клеммы или окислены. Из-за этого происходит перебои электропитание в двигатели. Батарею аккумулятора надо содержать в полном порядке и чистоте. Клеммы можно аккуратно почистить наждачной бумагой и вновь присоединить.
- Отсыревшие высоковольтные провода лучше сменить новыми.
- Машина глохнет на ходу и не заводится при поломке генератора. Вся электрика в машине начинает питаться от аккумулятора. При этом он быстро разряжается и тогда машина глохнет. Когда аккумулятор восстанавливается, машина заводится снова. Надлежит проконтролировать генератор и произвести ремонт. Возможен обрыв ремня ГРМ. Обычно проблемы с генератором показывает индикатор на панели, меркнущая подсветка, некорректные показатели других датчиков.
- Испорченность датчиков. Проверить это можно только в автосервисе.
- Имеющийся кондиционер в машине потребляет много электроэнергии. Что может быть причиной остановки двигателя.
- Топливные форсунки загрязнены.
- Неполадки системы охлаждения.
- Машина глохнет при торможении. Возможно, причина в регулировщике усилителя.
- Автомобиль глохнет при переключении на нижнюю передачу. Здесь просматривается проблема в подсосе воздуха. Стоит сменить резинку смесителя и надеть на нее хомут.
Выхлопная система и вентиляция картера
Когда-то молодежь развлекалась тем, что затыкала выхлопную трубу машины, чей владелец ей чем-то не угодил. Сегодня этим не занимаются, но кто знает?! Поэтому, если авто стояло на улице и вчера нормально работало, а сегодня не заводится, стоит взглянуть на выхлопную трубу. Если же машина завелась, но потом начинает «захлебываться», причем с каждым днем все больше, дело может быть в забитом глушителе или (что бывает чаще) катализаторе, если он есть. Зимой система может быть забита замерзшей водой – льдом.
Что касается вентиляции картера, то здесь «виновник» — загрязненный маслоуловитель, из-за которого движок начинает «задыхаться» картерными газами и глохнуть. Проблема решается промывкой вентиляционного фильтра.
Не держит холостые обороты дизельный двигатель
Владельцы «дизелей» вынуждены чистить сеточки в топливном баке, так как при ее забивании грязью машина начинает глохнуть
Наиболее вероятной неисправностью в случае дизельного силового агрегата является проблема с ТНВД. Вариантов тут несколько. К примеру, из-за старого или некачественного топливного фильтра в систему попали мелкие частицы из его структуры. Грязь способна попасть внутрь и вместе с некачественным топливом. Также в ТНВД иногда возникает подсос воздуха и даже может иметь место выход из строя плунжерная пара.
Еще владельцы «дизелей» сталкиваются с необходимость чистки сеточки в топливном баке, так как при ее забивании грязью машина начинает глохнуть, когда остается полбака ДТ. Среди других причин — забитость форсунок, подсос воздуха вакуумным насосом тормоза, некорректно работающие свечи накаливания. При этом с дизельным мотором в гараже лучше долго не возиться, так как его проверка требует серьезного оборудования и опыта.