Когда вы эксплуатируете ваше авто в течение нескольких лет, то проблема с возникновением плавающих оборотов, практически неизбежна.
Как все происходит? Вы заводите двигатель, и первые несколько минут всё идет отлично. Однако по мере того, как он прогревается, вы ощущаете, что вместо того, чтобы плавно снижаться, обороты двигателя просто «проваливаются» на какие-то секунды. А далее начинает скачками меняться диапазон оборотов от 1300 до 500.
Тем не менее, проблема исчезает по мере того как движок прогревается дальше: скачки и провалы внезапно исчезают и двигатель работает нормально. Но это лишь до следующего «холодного» запуска, затем всё повторяется вновь.
Важно и то, что с каждым последующим запуском холодного двигателя проблема только усугубляется. Поэтому ее решение не стоит откладывать на долгое время: глобальный сбой в системе повлечет огромные вложения на ремонт.
В чем причина того, что плавают обороты на холостом ходу?
Чаще всего проблемой «плавающих» оборотов страдают автомобили, которые имеют электронную систему впрыска. Если быть более точным, то проблема возникает ввиду подсоса лишнего воздуха.
Происходит всё следующим образом: электронный блок (читайте — компьютер), который отвечает за впрыск топлива, подсчитывает количество воздуха, нагнетающегося в цилиндры. Учитывая показатели ещё нескольких датчиков, «компьютер» открывает (на время) инжекторные электромагнитные клапаны. И когда в клапаны поступает лишний воздух, то датчик положения дроссельной заслонки указывает, что этого быть не должно. В то же время температурный датчик указывает, что двигатель уже вышел из состояния (режима) прогрева, соответственно, ему нужно куда меньше топлива. В этот момент и начинают плавать обороты на холостом ходу, поскольку компьютер просто не знает, куда девать лишний воздух.
Также причиной плавающих оборотов может служить заедание вентиляционного клапана картера. В этом случае нарушается периодичность автоматического регулирования питания, в результате чего обороты двигателя нестабильны в диапазоне от 1200 до 800 оборотов в минуту.
Что касается двигателей карбюраторного типа, то тут проблема возникает ввиду того, что нарушена регулировка серводвигателя. Она решается путем откручивания регулировочных болтов того серводвигателя, где привод болтается в такт с плавающими оборотами. После этой процедуры проблема, как правило, полностью исчезает.
Кстати, на карбюраторном двигателе часто плавают обороты на холостом ходу в том случае, когда кустари-любители что-то крутили на карбюраторе. А потом, естественно, забыли всё закрутить обратно.
И несколько слов о дизельных двигателях. В этом случае к появлению плавающих оборотов приводит банальное заедание лопастей в питающем насосе. Лопасти заедают из-за ржавчины, которая появляется на них. А ржавчина, в свою очередь, появляется из-за воды, попадающей в топливо.
Такая проблема с дизельным авто возникает в том случае, если вы поставили его в гараж и очень долго не эксплуатировали!
И вот вам секрет того, как защититься от подобной беды. Если вы собираетесь поставить свой автомобиль на длительную стоянку, то долейте в топливный бак один литр моторного масла и покатайтесь на этой смеси хотя бы 50-60 км. Да, ваш движок слегка будет дымить, однако все детали в ТНВД (ТНВД — топливный насос высокого давления) получат отличную предохранительную смазку-пленку.
Опишем почему плавают обороты на холодную. Часто бывает завел машину и слышно, что двигатель работает неравномерно, то быстрее то медленнее нет плавности а какие-то сплошные скачки.
Зачастую причиной плавания оборотов холодного двигателя является регулятор расхода топлива.
Получается следующая картина: при запуске холодного двигателя напряжение на датчике кислорода
в катализаторе начинает контролироваться компом не с момента запуска, а спустя некоторое время – в это время обороты двигателя нормальные.
После начала контролирования датчика получается следующее:
Так как регулятор расхода работает неправильно в насос подается больше топлива чем положено на холостом ходу это слышно по стуку в самом насосе которое в холодном двигателе сгорает плохо.
Комп исходя из контроля датчика кислорода пытается уменьшить подачу топлива не работающим регулятором давления – поэтому он начинает открывать клапан для дожигания топлива
легко прослеживается по температуре трубки идущей к впускному коллектору и обороты двигателя начинают плавать и если открывает сильно то двигатель может и заглохнуть.
После прогрева катализатора показания датчика кислорода нормализуются и обороты стабилизируются.
Содержание
Плавание оборотов на автомобилях ВАЗ с регулятором холостого хода
На автомобилях ВАЗ регулятор холостого хода (часто называемый «датчик холостого хода», что является грубой ошибкой) – это шаговый двигатель, перемещающий шток с конической насадкой в байпасном (обходном) канале дроссельной заслонки. С его помощью система управления двигателем может увеличить или уменьшить количество воздуха, попадающего в двигатель, независимо от степени открытия дросселя.
При этом характерная особенность систем впрыска ВАЗ – самоадаптация РХХ: в момент включения зажигания происходит автоматическая установка нулевого положения — перед запуском двигателя ЭБУ впрыска «знает», что РХХ закрыт. Это происходит очень просто – подается команда на перемещение штока на полный ход (255 шагов). В каком бы положении он ни был при включении зажигания, исправный РХХ закроется полностью.
Но при неисправностях РХХ уже начнется «плавание» оборотов на холостом ходу. Механические повреждения штока, его загрязнение уже могут не дать выставить ноль, либо не все команды на перемещение выполняются. Поскольку ЭБУ впрыска не может прямо отслеживать положение РХХ (команды даются с расчетом того, что он был полностью закрыт перед запуском), алгоритм управления оборотами двигателя даёт сбои – отсюда и одна из самых частых причин плавания оборотов.
Попытка исправления неисправности при этом достаточно проста. При помощи отвертки регулятор холостого хода снимается с корпуса дроссельной заслонки и промывается струей очистителя карбюратора, при наличии доступа к ультразвуковой ванне мощностью в 20-30 Вт (применяемой радиолюбителями и ремонтниками электроники для отмывки печатных плат) стоит воспользоваться ей. Для демонтажа РХХ отсоединяем патрубки подогрева дроссельной заслонки, поэтому работу проводим на остывшем моторе, чтобы избежать ожогов. Шланги снимаем быстро, подготовив пару болтов М8, чтобы заглушить оба патрубка. Пережимаем шланги перед снятием струбцинами или самозажимными клещами («геббельсами»).
Загрязненный регулятор холостого хода выглядит так. Перемещение штока уже затруднено.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- На холодном двигателе плавают обороты — причины и решение проблемы
- Почему глохнет двигатель на холостом ходу
- Вибрация двигателя на малых оборотах и холостом ходу
После установки РХХ, если при промывке шток вдавливался или вытаскивался, несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы дать ему выставиться в ноль. Это правило касается не только автомобилей ВАЗ. Если чистка не помогает, регулятор холостого хода замените, благо стоит он недорого.
Снимать заслонку удобно в сборе, при этом можно промыть и ее (особенно канал регулятора). Одновременно при этом оцените и состояние прокладок – их негерметичность вызывает нарушения стабильности холостого хода.
Точнее говоря, плавание холостого хода возникнет при любом неучтенном подсосе воздуха во впуск, особенно на моторах с датчиком массового расхода воздуха. Конкретно для ВАЗовских моторов местами подсоса становятся:
- Вакуумные магистрали, в том числе патрубки адсорбера, вакуумного усилителя тормозов, регулятора давления топлива (на моторах со сливной рампой). Проверка в гаражных условиях наиболее проста перебором – отсоединяем патрубок, глушим штуцер, на который он надевался. Если подсос воздуха шел по этой магистрали, то обороты мотора стабилизируются.
- Стыки отдельных частей впускного коллектора, трещины в пластиковом коллекторе.
- Разрушение нижних уплотнительных колец форсунок.
В последних двух случаях проверка одинакова: «подозрительные» места проливаются из аэрозольного баллончика смазкой, очистителем карбюратора или другой жидкостью. Попав на негерметичное место, жидкость всасывается во впуск, временно устраняя подсос воздуха – характер работы мотора при этом ощутимо меняется.
Проверка работы датчиков в двигателе авто
Как только холостые обороты начали показывать неоднородные данные, следует проверить ряд датчиков. Перед началом работы сделайте наиболее простые задачи. Проверьте целостность и исправность свеч и проводов. Самым простым способом является поочередное выдергивание проводов при рабочем двигателе. Это дает возможность определить, какая свеча не работает, и выполнить необходимые действия по ее замене.
Если свечи работают нормально, пришло врем заняться датчиками:
- главным виновником нестабильных оборотов является датчик холостого хода – его проверка выполняется замером сопротивлений в рабочем и нерабочем состоянии;
- датчик открывания дроссельной заслонки иногда также вызывает такие проблемы – проверить его можно визуально в момент разогрева двигателя;
- ДМРВ (датчик массового расхода топлива) также часто становится виновников плавающих оборотов, его проверяют при включенном зажигании и выключенном двигателе путем замера напряжения на контактах (должно быть порядка 1 Вольта);
- датчик EGR (рециркуляции отработанных газов) при наличии также стоит проверить и прочистить.
Более полную информацию по проверке датчиков вы сможете получить из видео, представленного ниже.
После тестирования всех датчиков и проверки их работоспособности следует снова завести автомобиль, полностью прогреть его до рабочего состояния и посмотреть на стрелку тахометра. Если обороты все еще плавают, следует обратиться к профессионалам. Самостоятельно решить эту проблему будет невозможно, необходимо профессиональное оборудование.
Возможные причины неисправности
Плавающие обороты двигателя на холостом ходу почти всегда вызваны нарушением состава топливной смеси или излишним подсосом воздуха в движок. Сложность данной проблем заключается в том, что к этому может приводить широкий диапазон неисправностей в системе подачи топлива.
В карбюраторных авто
Большинство проблем с плавающими оборотами движка с карбюраторным впрыском топливной смеси связаны с непосредственно самим устройством (карбюратором). Как правило, скачки оборотов мотора связаны с обеднением поступающей топливной смеси, вызванной:
- неправильной регулировкой холостого хода «умельцами» или его сбоем в результате эксплуатации;
- загрязнением жиклеров, топливных и воздушных каналов холостого хода;
- поломкой электромагнитного клапана устройства;
- засасыванием лишнего воздуха и последующим обеднением топливной смеси.;
- неправильным уровнем топлива в поплавковой камере карбюратора (повышенным или пониженным);
- поломкой дроссельной заслонки или масляным налетом, не позволяющим заслонке корректно открываться и закрываться;
В результате этих неисправностей системы подачи топлива движок начинает троить на холостых оборотах.
В инжекторных автомобилях
В автомобилях с принудительной подачей топлива большинство причин троения движка часто связано с неисправностью электроники. Работа электронного блока управления (ЭБУ), отвечающего за впрыск топлива, основана на получаемых данных, которые передаются датчиками. Скачки оборотов двигателя происходят из-за того, что из-за неверных данных, переданных датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ), в инжекторные клапаны поступает больше воздуха, чем необходимо. Из-за лишнего воздуха в цилиндрах мотора ЭБУ «подает» команду клапанам инжектора приоткрыться для подачи топлива. В результате его сгорания и происходит скачок оборотов движка. После того, как топливо сгорает, обороты движка вновь падают.
Также причинами скачков оборотов на инжекторных моделях могут быть:
- износ и засоренность свечей зажигания;
- повреждение высоковольтных проводов, вызывающее некорректную работу всей электроники авто;
- поломка регулятора холостого хода (РХХ);
- неисправность системы рециркуляции отработавших газов EGR;
- засоренность клапана вентиляции масляного картера.
В дизельных автомобилях
В автомобилях с дизельным мотором причины скачков оборотов двигателя могут быть такие же, как и на бензиновом агрегате. Однако еще одном причиной может быть выход из строя топливного насоса высокого давления (ТНВД). Коррозия или механические повреждения подвижных лопастей ТНВД приводят к плавающим оборотам движка, причем как на холостом ходу, так и во время движения на низких оборотах двигателя.
Стабилизация работы двигателя на холостом ходу
Регулировку и стабилизацию оборотов холостого хода мотора выполняют следующими путями:
- Очищают клапан от отложений (на масляном картере). Понадобится демонтаж картера и последующая промывка чистящими веществами от масляных отложений, пылевых и механических скоплений шлама. Детали очищают, промывают в керосине и высушивают. Устанавливают клапан и собирают систему.
- Вентиляция картерных газов (ВКГ). При сгорании топлива и масла — в двигателе создается давление газов, которое циклично сбрасывается клапанами через патрубки сложной геометрии. Обслуживание и прочистка системы ВКГ — нормализует обороты, снизит потребление топлива и избавит от перерасхода масла.
- Важна проверка магистралей подачи воздуха. Придется проверить цилиндры на герметичность, продуть компрессором шланги и осмотреть коллектор. «Подсос» воздуха может происходить через трещины, которые можно выявить, обработав трубопроводы WD-40. После испарения жидкости остаются визуально различимые места протравки. Повреждённые шланги не подлежат запайке (только замена на новые).
- Дроссельная заслонка промывается от отложений масляного типа. После демонтажа можно провести перенастройку положения. Снимаются шланги, откручиваются болты крепления, а заслонку осматривают на предмет износа, опрыскивают аэрозолем и счищают отложения щеткой. Промыв плоскости, регулируют положение (рабочие зазоры) заслонки и собирают систему.
- Расход воздуха контролируется датчиками ДМРВ. Принцип работы основан на считывании показаний термоанемометра. Датчики массового расхода ремонту не подлежат (только замена).
- Скачки оборотов ХХ наблюдаются при поломке электромагнитного клапана в карбюраторной системе подачи топлива. Проводится полная замена. До ближайшего СТО доехать можно на вытянутой заслонке «подсоса».
- Жиклеры ХХ в карбюраторе очищаются специальными средствами (аэрозолями) без вынимания из конструкции. Обработав жиклер добавкой, продувают каналы компрессором от остатков механических частиц.
- Очистить следы коррозии на лопастях ТНВД можно XADO VeryLube или средством другого производителя. Композицию распыляют в горловину пустого топливного бака (перед полной заправкой). Вещество оседает и вступает в реакцию на лопастях насоса, происходит химический процесс коррозийной нейтрализации. В частной практике встречается «метод подливки моторного масла» — добавляют около 150 мл в бак с дизельным топливом. Металлические поверхности лопастей покроются защитной плёнкой, защитив их от появления преждевременных коррозийных пятен.
К чему приводит нестабильная работа двигателя
Нестабильность холостого хода (ХХ) – это более серьезная проблема, чем полагают многие водители. Дело в том, что она ведет к следующим негативным последствиям:
- на предельно малых оборотах увеличивается износ двигателя, кроме того, повышенные вибрационные нагрузки негативно сказываются на других деталях автомобиля;
- двигатель может глохнуть в неподходящий момент, например на светофоре или при езде на нейтралке;
- повышается расход топлива, так как водителю приходится «помогать» двигателю, чтобы он не заглох, нажимая на педаль газа. Кроме того, обороты по разным причинам могут «подпрыгивать» и сами по себе;
- повышенные вибрации в автомобиле докучают водителю и пассажирам;
- ухудшается динамика автомобиля, так как нестабильная работа ХХ чаще всего является симптомом неисправностей систем зажигания или подачи топлива. В результате снижается мощность двигателя.
Поэтому если вы заметили, что плавает холостой ход, необходимо сразу же приступить к поиску и устранению причин, чем мы далее и займемся.
Какие обороты должны быть на холостом ходу
Большинство автомобильных заводов настраивают работу двигателя таким образом, чтобы на холостом ходу он работа при оборотах в минуту 700-900.
В некоторых случаях, например, при поломке стартера, генератора или при севшем АКБ, не надо глушить мотор, иначе потом не заведете. Поэтому, иногда работах на ХХ может длиться долго.
Возможный подсос воздуха
Если же плавают обороты при заводке двигателя, это скорее всего вызвано подсосом воздуха. Если воздух попадает дополнительно через трещины патрубков воздуховодов, двигатель работает нестабильно. Кроме того, данный воздух не проходит через фильтр, то есть через него может попасть пыль и песок, который приведет к повышенному износу двигателя. Самостоятельно определить наличие трещин, через которые проходит воздух можно визуально. Обычно это происходит из-за треснувших или изношенных патрубков. Лучше их заменить новыми, не стоит просто перематывать изолентой. При ремонте в мастерской патрубки проверяются компрессором.
Плавают обороты при запуске двигателя на холодную
Так же дополнительными или основными причинами нестабильных оборотов в двигателе могут являться и следующие причины:
- Лямбда-зонд очень скоро прикажет долго жить. Лечится только заменой ( Лямбда-зонд λ-зонд — датчик остаточного кислорода например, в выпускном коллекторе двигателя или дымоходе отопительного котла). Позволяет оценивать количество оставшегося несгоревшего топлива либо кислорода в выхлопных газах.
- Клапан холостого хода – или сокращенно ХХ засорен.
Лечится промывкой блока дроссельной заслонки
- Форсунки забиты. Лечится так же промывкой. Только не вздумай лить всякую гадость в бак. – промывка должна быть на стенде
- Неправильная работа дроссельной заслонки
- Был случай, датчик массового расхода воздуха грешил в показаниях так что двигатель дергался и временами глох. И при всем этом чек энджин не горел
Также, плавают обороты на холодном двигателе из-за выхода из строя электромагнитного клапана,
который отвечает за работу холостого хода мотора. Чтобы проверить его работу, необходимо снять с него подачу питания, зажечь зажигание и подсоединить к контактам питание кратковременно. При этом можно услышать характерный звук, сигнализирующий о его исправности. А вот еще причины почему может вообще не заводится автомобиль.
Плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем
В отличие от систем с РХХ, ЭСУД с E-gas напрямую управляют степенью открытия дросселя и не нуждаются в отдельном регуляторе. При этом дроссель оснащен не одним, а двумя датчиками положения, и ЭБУ впрыска постоянно отслеживает перемещения управляющего механизма.
Однако механизм «самообнуления» был сохранен, хотя и в измененном виде. Согласно информационному письму АвтоВАЗа №7-11 от 7 февраля 2011 года, адаптация электронного дросселя производится при первом включении зажигания с выдержкой не менее 30 секунд и при температуре не ниже 7° С.
В зависимости от типа контроллера адаптация ноля происходит по разному алгоритму. Например, М74 делает это так:
За время адаптации контроллер дважды открывает заслонку на разный угол, затем пытается ее закрыть. В то же время Bosch ME 17.9.7 пытается прогнать заслонку до полного открытия.
Окончательная адаптация происходит уже под нагрузкой, во время разгона (согласно тому же письму, требуется поднять обороты до 4000 на второй передаче). Если у систем с РХХ загрязнение штока и канала регулятора было основной причиной плавания оборотов, то у систем с электронным газом критично состояние самой дроссельной заслонки и ее правильная адаптация. Она обязательно выполняется после очистки дросселя. Чтобы запустить процедуру адаптации без диагностического оборудования, отключите «массу» на аккумуляторе на 8-10 минут: при этом память адаптаций сбрасывается, так как не энергонезависимая. Учтите, что таким же образом память контроллера сбросится и при обычной замене аккумулятора – в этом случае надо заново адаптировать дроссель.
Причиной плавания оборотов становится и нарушение контакта в разъемах педали газа и дроссельной заслонки. Управление дросселем идет по замкнутому циклу – ЭБУ постоянно считывает данные о положении педали, согласно заложенному алгоритму выставляет дроссель в нужную степень открытия, отслеживая его положение по датчику, встроенному в корпус заслонки. Окисление или неплотность контактов приводят к тому, что ЭБУ получает случайно меняющуюся информацию либо о положении педали, либо о положении дросселя, пытаясь их скомпенсировать – соответственно и обороты меняются без какого-либо воздействия на педаль. Это было характерно для автомобилей с первым выпуском, где отмечалось плавание оборотов и фиксация ошибки Р2135 (рассогласование датчиков положения дроссельной заслонки).
Распиновка разъема дросселя:
При больших пробегах возникают проблемы уже из-за механического износа. Со временем изнашивается сам привод заслонки и пара трения «ось-корпус», из-за чего возникает люфт. Проверяется он попыткой покачивания заслонки дросселя – никаких люфтов не должно ощущаться, при нажатии на заслонку в разные стороны сразу должно быть небольшое усилие (редуктор проворачивает вал электродвигателя). Неисправная заслонка подлежит замене, каких-либо ремкомплектов не предусмотрено. После замены обязательно проведение адаптации новой заслонки.
Возможно и плавание оборотов, сопровождающееся фиксацией ошибки P1335 («положение заслонки вне допустимого диапазона»). В первую очередь это связано с дефектами ДМРВ: опираясь на ошибочные данные о расходе воздуха, контроллер рассчитывает физически невозможное положение дросселя, и попытки выровнять холостой ход вызовут его плавание, не устранимое обратной связью. Однако проверить ДМРВ при помощи тестера на автомобилях ВАЗ с электронным дросселем нельзя, так как в отличие от предыдущих серий здесь применен ДМРВ не с аналоговым выходом (напряжение пропорционально расходу воздуха), а с частотным (частота импульсов зависит от расхода). В данном случае стоит обратиться к диагносту. Причем эта ошибка в реальности могла быть вызвана и реальной неисправностью, и дефектами прошивки самого контроллера: согласно информационному письму № 95-12, при обнаружении ошибки P1335 на машинах с контроллером М74 без физических дефектов датчиков требуется перепрошивка ЭБУ на обновленную версию.
Этот отрывок (второй) взят из статьи: http://avto-flot.ru/blog/chto-delat-esli-plavayut-oborotyi-na-holostom-hodu.html
В новых моделях ВАЗ причина нестабильного холостого хода нередко заключаются в выходе из строя того или иного датчика. Прежде всего нужно уделить внимание датчику холостого хода, так как именно он чаще всего вызывает сбои. Однако на стабильность оборотов могут повлиять и другие датчики:
- массового расхода воздуха;
- положения распредвала;
- положения коленчатого вала;
- положения дроссельной заслонки.
В новых моделях ВАЗ причина нестабильного холостого хода нередко заключаются в выходе из строя того или иного датчика
Для диагностики датчиков требуется специальное оборудование, поэтому за помощью в такой ситуации следует обратиться в сервисный центр. Если специалисты обнаружат, что барахлит один из датчиков, его придется заменить.
Как правило, когда информации с контроллеров не поступает на ЭБУ, на панели приборов загорается лампочка «двигатель работает в аварийный режиме» (Check Engine).
Стабилизация работы ДВС на ХХ
Стабильные обороты можно выставить при помощи:
- Очистить клапан он отложений на масляном картере. Для этого надо снять картер двигателя и промыть чистящими средствами от масляных и пылевых отложений. Детали моют в керосине и высушивают. Монтируют клапан на место и ставят картер.
- Вентиляция картера. В картере скапливаются газы после сгорания топлива и масла. После продувки картера, уменьшается расход масла и топлива, появляется стабильность в работе агрегата.
- Проверяем цилиндры на герметичность. Откручиваем свечу, закручиваем вместо него манометр и поворачиваем ключ зажигания. Если компрессия низкая, значит воздух куда-то уходит, надо искать причину. Подсос воздуха может быть через трещины в металле.
- Проверяем трубки подачи воздуха.
- Промываем дроссельную заслонку. На ней скапливаются отложения.
- Проверяем ДМРВ — датчик массового расхода воздуха. Он не ремонтируется, только под замену.
- При выходе из строя электромагнитного клапана карбюратора (если мотор карбюраторного типа) сразу появляется плавание оборотов как на холостом ходу, так и под нагрузкой.
- Промыть ТНВД — топливный насос высокого давления в дизельных агрегатах.
Изношен или неисправен топливный насос высокого давления (ТНВД)
Если плавают обороты холостого хода дизельного двигателя, проблема обычно скрывается в топливном насосе. Изношенные лопасти насоса не позволяют обеспечить необходимое давление топлива, в результате мотор работает нестабильно. Нарушение нормальной работы наблюдается и на холостых оборотах, и при движении.
Перечисленные причины плавающих оборотов на холостом ходу легко устраняются без привлечения специалистов. Для этого нужно иметь минимальное количество инструментов и несколько часов свободного времени.
Все работы необходимо производить при неработающем двигателе и отключенном аккумуляторе. Не рекомендуется эксплуатировать автомобиль, если двигатель не держит стабильные обороты на холостых.