Двигатель любого авто просто не может работать, если в него не залить нужную марку смазочной жидкости. Она выполняет функцию защиты деталей мотора от быстрого износа. Делая выбор, нужно обязательно учитывать погодные условия того региона, где будет эксплуатироваться транспортное средство. Самым популярным для использования в средней полосе стабильно остается моторное масло SAE 10W40 – популярная полусинтетика.
Для изготовления полусинтетического масла смешивается минеральное (гидрокрекинговое) и определенные синтетические продукты. Свойства такого расходного материала давно доказали эффективность, они мало чем отличаются от синтетических масел.
Полусинтетика в основном эксплуатируется в ДВС, имеющих большой пробег, отличающихся повышенной мощностью.
- Показатели полусинтетики
- Базы, на которых создается синтетика
- В чем разница между маслами 10w-40 (синтетик) и 10w-40 (полусинтетик)?
- Виды моторных масел
- Свойства масел 10W40
- Показатели смазки 10w40
- Общая характеристика синтетики 10W-40
- Химические свойства продукции
- Классификация смазок Американского Института Нефти
- Итог конкурса
Показатели полусинтетики
Масло моторное по происхождению может быть: минеральное, синтетика или полусинтетика. Все автомасла разных видов отличаются друг от друга по собственным техническим характеристикам, которые определяет тест моторных масел, а также по сфере использования.
Отдельно стоит отметить деление масел по вязкости. Классификация называется SAE. Она принята повсеместно, ее используют автоизготовители при создании машин. Зависимо от вязкости моторного масла оно может быть:
- для зимы. Имеет букву «w» и число в маркировке. Прописывается минимальный температурный предел, при котором автомасло не меняет собственных свойств (температура застывания);
- для лета. На нем пишется лишь число, которое означает, насколько жесткие режимы эксплуатации способно выдержать автомасло;
- для любого сезона. Наилучший вариант. Отлично защищает мотор в зной и морозы. Именно таким и считается масло 10w 40.
Полусинтетическое масло – это смазка, которую получают посредством смешения минералки и определенных синтетических элементов. Оно эффективно, полезно, ненамного хуже синтетического. Обычно полусинтетические автомасла используются в моторах, которые много отработали и могут отличаться по своей мощности от современных силовых агрегатов. В таких двигателях происходит выгорание синтетики.
Нужно отметить, что синтетическая смазка имеет определенные достоинства. Она лучше защищает двигатель в условиях большой/низкой температуры и нагрузки, обеспечивает оптимальный уровень вязкости масла на любых оборотах. Синтетическая смазка химически устойчивая, следовательно, сохраняет собственные преимущества довольно продолжительный срок. Невзирая на это, полусинтетическое автомасло отлично подходит обычным водителям, потому как универсально и стоит недорого. Синтетика или полусинтетика – не имеет большого значения. Смазки обоих видов имеют оптимальные технические характеристики, прекрасно показывают себя в машинах с пробегом и в различном климате, ведь они обязательно проходят множество тестов масел.
Базы, на которых создается синтетика
Базовые синтетические моторные масла, несмотря на их условное объединение в одну категорию, могут сильно отличаться по цене и своим рабочим свойствам. В первую очередь, на характеристики смазочных материалов влияет способ получения базы.

Сегодня подавляющее большинство баз для синтетических масел произведено на основе одного из четырех компонентов:
- продукт перегонки сырой нефти методом гидрокрекинга;
- база, созданная на основе перегонки нефти жестким гидрокрекингом;
- полиальфаолефины (ПАО);
- эстеры.
Есть еще несколько экзотических технологий, разрабатываемых ведущими производителями смазочных материалов. Но эти технологии пока не вошли в массовое производство настолько, чтобы был смысл их упоминать.
Продукты гидрокрекинговой перегонки нефти сегодня все чаще относятся к полусинтетике из-за своих недостаточно стабильных свойств. Однако еще 5 лет назад на канистрах со смазкой, произведенной по этой технологии, повсеместно было написано «синтетика».

Жесткий гидрокрекинг – модифицированная и продвинутая версия обычного гидрокрекинга. Масляная основа, выделенная из сырой нефти и предварительно очищенная, подвергается строго контролируемой термической и химической обработке под огромным давлением. Благодаря этому создается довольно однородный базовый состав с высокими показателями стабильности.
Полиальфаолефиновая база создается из легких фракций нефти или газа путем сложной, многоступенчатой и дорогостоящей обработки. На выходе получается однородный состав с отличными показателями стабильности по отношению к внешним нагрузкам (давлению, перегреву и механическому воздействию).

Эстеры производятся из растительных жиров. Растительные жиры, наподобие пальмовых и рапсовых масел, обрабатываются спиртами по сложной технологии. Стоимость эстеровой базы сопоставима с маслами на основе ПАО-компонентов.
Все эти базы ложатся в основу синтетических масел. Отличительной особенностью этих смазочных материалов во все времена являлась стабильность и устойчивость к нагрузкам.
В чем разница между маслами 10w-40 (синтетик) и 10w-40 (полусинтетик)?
Формально, эти продукты входят в одну и ту же группу, но различия между ними, порой бывают разительными. Основная разница заключается в продолжительности использования смазок. Если синтетик может легко прослужить на протяжении 10 и более тыс. км, т с полусинтетиками все обстоит намного хуже.

Защита мотора тоже выполняется лучше синтетическим продуктом. Таким же образом обстоит вопрос с очисткой движка и расходом горючего. Небольшим преимуществом полусинтетика является более доступная стоимость и лучший вариант для старых движков с пробегом. В остальном, масла всесезонные, подходят для старых моторов и отличаются универсальностью.
Некоторые подробности можно узнать из видео:
Виды моторных масел
Итак, разберемся, что в названии масла 10w40 значат цифры и стоит ли вам использовать эту смазочную жидкость. Моторные масла бывают минеральными, синтетическими и полусинтетическими. Последние – это смесь минеральной смазки и синтетических присадок. Их процент зависит от задач, которые ставятся перед конкретным видом масла.
Минеральные масла – продукт рафинирования и дистилляции нефти. Эти продукты очень дешевые и более вязкие по сравнению с синтетическими аналогами. Однако быстро теряют свои характеристики, особенно в суровых эксплуатационных условиях. Поэтому такой тип моторных масел требует частой замены. Они отлично подходят для отечественных моторов, особенно с большим пробегом. Еще один параметр «минералки», о котором нужно знать – это содержание серы. В любом минеральном моторном масле содержится сера, чем ее больше, тем больше нагара и отложений на деталях двигателя. А это дополнительный расход на их удаление.
Синтетические масла. Производные этилена, который получают либо органически синтезируя из природной нефти, либо выделяя напрямую из природного газа. Этот процесс более сложный, но и более управляемый. В результате получаются смазывающие жидкости с очень точными заданными характеристиками. Они более устойчивы к испарению, практически не оставляют отложений во время эксплуатации и рассчитаны на более широкий температурный диапазон работы, нежели минеральные аналоги.
Полусинтетические масла. В минеральную основу при синтезе добавляются всевозможные синтетические присадки, позволяющие изменить многие характеристики минеральных масел в лучшую сторону и получить более дешевый по сравнению с синтетикой продукт.
Полусинтетические масла – это своего рода золотая середина между минеральными и синтетическими моторными смазками, именно к ним и относится масло автомобильное класса 10w40.

Shell Helix Plus
Победил в номинациях экологичность и пуск, имеет высокое щелочное число, отсутствует нагар на поршнях после его тестирования. Имеет наибольший индекс вязкости.
Из минусов: маленькая критическая нагрузка.

ZIC A+
Лидирует в номинациях экологичность, пуск, мощность. Низкое содержание серы и фосфора, низкая токсичность отработавших газов. Демократическая цена. Прекрасные пусковые качества.
Из минусов: не вырвался в лидеры при тестировании на ЧШМ.

Esso Ultra
Стал одними из лидеров номинации экономичность. Вязкостные характеристики приближены к оптимальным. Имеет хорошую стоимость.
Из минусов: не влияет на мощность.

Mobil Super 2000 X1
Лидирует в номинации экстремальные условия. Имеет хорошие трибологические показатели, влияет на экономичность мотора.
Из минусов: высокая стоимость. Индекс SJ

Ravenol TSI
Не стал лидером ни в одной из номинаций. Характеризуется низкой температурой застывания. Небольшое содержание фосфора и серы, высокую экологичность.
Из минусов выделить нечего. Жидкость надежная без ярко выраженных достоинств.

Castrol Magnatec
Имеет хорошие энергосберегающие свойства, маленькое содержание токсичных компонентов в отработанных газах. Его лучше заливать при высоких температурах окружающей среды.
Из минусов: Высокая стоимость. Низкий индекс вязкости, маленький показатель износа.

Mannol Classic
Характеризуется низкой температурой застывания, высокой стойкостью масляной пленки в экстремальных ситуациях. Низкая стоимость.
Из минусов: маленькое энергосбережение.

BP Visco 3000
Имеет хорошие защитные свойства в условиях работы при больших нагрузках и температурах. Лучше использовать летом.
Из минусов: хуже, чем у конкурентов пусковые свойства при минусовых температурах, не влияет на экономию топлива.
Свойства масел 10W40
Состав SAE 10w40 разрешается использовать в любом двигателе независимо от вида топлива. Основными его особенностями можно назвать:
Относится к группе полусинтетических продуктов. Всесезонное, способно отлично предохранять двигатель от негативных воздействий во все времена года.
Начинает замерзать, когда температура опускается ниже -20. При других температурных значениях свойства масла не изменяются. Мотор запускается очень легко.
Еще по теме: Вязкость масла 75w140
Если температура превышает + 35, применение 10в40 категорически не рекомендуется.
Показатели смазки 10w40
10w 40 возможно лить как в моторы на бензине, так и на дизеле. 10w 40 расшифровка говорит о том, что:
- по происхождению масла 10w 40 полусинтетика. Их можно применять зимой и летом;
- полусинтетики 10w 40 начинают замерзать при минус двадцати градусах. Если температура выше указанной, автомасло сохраняет собственные свойства, гарантирует быстрый запуск двигателя;
- верхнетемпературный порог масел 10w 40 (высокотемпературная вязкость моторного масла) составляет плюс тридцать пять градусов. Это означает, что смазку возможно использовать в местах, где температура не превышает указанной.
Грамотный выбор автомасла даст возможность обеспечить хорошее функционирование силового агрегата, его простой запуск, а также превосходно защитить трущиеся части от изнашивания и поломок. Масла 10w 40 должны:
- хорошо защищать от изнашивания. Это основное предназначение автомасла. Качество защиты зависит от присадочных веществ. Важнейший параметр – вязкостный индекс;
- предотвращать образование отложений в высоко- и низкотемпературных условиях. Данная характеристика зависит от числа добавок и качества основной жидкости;
- противостоять окислению. Это значит, что SAE 10w 40 не окисляется, контактируя с кислородом;
- экономить топливо. Моторное масло 10w 40 зимой и летом способно уменьшать трение деталей друг о друга, снижать потери мощности двигателя;
- не образовывать много сажи. Это в особенности значимо, если смазка заливается в мотор на дизеле;
- иметь допуски от популярных автоизготовителей, дающие возможность лить автомасло в машины определенных марок.
Полусинтетика 10w40 отлично подойдет тем, кому требуется масляная жидкость, обеспечивающая функционирование ДВС почти в любом климате по максимуму эффективно.
Общая характеристика синтетики 10W-40
Вязкость – основная и наиболее понятная характеристика любого смазочного материала. Именно вязкость определяет, в каких климатических условиях может эксплуатироваться та или иная смазка.

Вязкость 10W-40 говорит о том, что масло всесезонное, может использоваться в температурных интервалах от –25 до +40 °C. Разберем детальнее, почему так.
При отрицательной температуре вязкость масла снижается. Установлено, что для нормальной прокачки по системе вязкость смазки не должна опускаться ниже 60 тыс. мПа•с. Это значение одно из ключевых при присвоении класса по SAE.
На практике это означает, что при увеличении вязкости сверх установленной нормы, масляный насос не сможет эффективно подать смазку к трущимся деталям. Образуется трение на сухую, что повлечет повреждение рабочих поверхностей трущихся деталей.

При положительной температуре вязкость не должна падать ниже порога, при котором начинается сползание масляной пленки с трущихся поверхностей. То есть для моторного масла 10W-40 масляной слой будет гарантировано оставаться на деталях при температуре окружающего воздуха +40 °C.
А с учетом синтетической базы, прочность и устойчивость пленки будет еще выше.
Химические свойства продукции
Масла с маркировкой 10W-40, имеющие синтетическую основу, несмотря на объединение в одну группу с полусинтетиками и минеральными составами, выгодно от них отличаются. Одним из существенных различий является способ получения масляной базы:
- в ходе перегонки сырой нефти методом гидрокрекинга;
- добавление полиальфаолефинов (ПАО);
- использование эстеров.

Остальные технологии достаточно экзотичны и встречаются в единичных случаях. Полученные базы ложатся в основу синтетиков, причем последние два варианта позволяют получить максимально стабильные составы. Готовые смазки способны выдерживать серьезные нагрузки и выполнять свои функции даже при значительных температурных перепадах.
Классификация смазок Американского Института Нефти
Стандарт классификации и маркировки моторных масел API (American Petroleum Institute) есть не что иное, как двухбуквенный индекс, который сообщает пользователю авто, для какого двигателя лучше всего использовать масло. Первой буквой принято считать обозначение типа мотора. Литерой «S» обозначают бензиновый движок, «C» говорит о двигателе, рассчитанном на дизельное топливо. Вторая буква – это состояние силового агрегата: старый он или новый, турбированный или же без турбины. Список обозначений стандартов API для движков на бензине нижеследующий.
- SC, SD, SE – устаревшие категории. В этих категориях находятся двигатели автомобилей, которые больше не выпускаются и радуют лишь коллекционеров. Моторные масла с подобными маркировками подходят лишь к силовым агрегатам автомобилей, выпускавшихся до 1972 года включительно.
- SF. Смазочные вещества с этой маркировкой подходят для авто, выпускавшихся в период с 1973 по 1988 год.
- SG на упаковке означает, что эти смазки как нельзя лучше подходят для двигателей, выпускавшихся с 1989 по 1994 год. Рассчитаны на тяжелые условия эксплуатации автомобиля.
- SH – те же тяжелые эксплуатационные условия, но с расчетом на двигатели 1995-96 годов выпуска.
- SJ – отлично подходит для моторов 1997-2000 годов выпуска. Это практически тот же SH, но с увеличенными качествами экономии масла и бензина. Также это масло практически не образует отложений при сгорании.
- SL – идеально подходит для всех современных автомашин до 2004 года. Обладает большой экономичностью, а также бережет горючее.
- SM – смазочные материалы для последних марок, выпускавшихся с 2004 года. Такие смазочные жидкости еще называют SL+ за повышенную стойкость к окислению.

Классификация моторной жидкости по типу двигателя согласно API
Список обозначений стандартов API для дизельных двигателей.
- CB – авто, выпущенные до 1961 года, раритетные машины, рассчитанные на использование горючего с высоким процентом серы.
- CC – машины до 1983 года выпуска, рассчитанные на работу в суровых условиях эксплуатации.
- CD – все транспортные средства, которые оснащались дизельным движком и выпускались в промежутке с 1983 по 1990 год. Расчет на чрезмерное количество серы и суровые эксплуатационные условия.
- CЕ – масло, созданное для двигателей, оснащенных турбинами. Для машин до 1990 года.
- CF, CG-4 – эта смазка идеальна для турбированных движков, выпускавшихся с 1990 по 1998 год.
- CH-4 – масло узкоспециальное и предназначено для автомашин, выпускавшихся с 1998 года, рассчитанное на нормы токсичности, принятые в США.
- CI-4 – все современные турбированные движки с EGR-клапаном.
- CI-4+ – то же самое, что и предыдущее масло, но с учетом норм токсичности, принятых в США.
Теперь можно говорить, что зная параметры мотора авто и условия, в которых он работает, мы легко сможем подобрать то единственное масло 10 w40 из имеющихся на рынке смазочных материалов, которое подходит именно вашему транспортному средству. Однако, не нужно оставлять без внимания еще один стандарт, принятый в классификации моторных масел.
Итог конкурса
Сравнив моторные жидкости, выбрав лидера в каждой из номинаций, составив рейтинг, мы указали на достоинства и минусы полусинтетических моторных масел 10w — 40. Подбирая бренд для своего автомобиля, учитывайте классификацию смазок Американского Института Нефти API, с которой можно ознакомиться, просмотрев видео:
Заметив на канистре, маркировку 10В-40, не раздумывайте — это подделка.