Каждому водителю нужно знать, как грамотно подбирать автомасло. В магазинах представлено множество самых разных марок смазки. Понять, какое масло является оптимальным для вашего автомобиля, возможно, расшифровав маркировки, которые имеются на емкостях.
На канистрах указываются данные о вязкостном индексе смазки, ее характеристиках и допусках от автоизготовителей. Перед тем, как расшифровывать маркировки, в обязательном порядке ознакомьтесь с ключевыми обозначениями, встречающимися на этикетках.
Содержание
Что означают цифры в обозначении вязкости масла (расшифровка)
Вязкость масла – это тот параметр, который на упаковке обозначают буквами SAE. Давно прошли те времена, когда по вязкости можно было определить минеральное это масло, полусинтетическое или синтетическое. Автомобилисты со стажем, наверняка, ещё помнят, когда на рынке спрашивали масло SAE. Тогда было все легко и просто: 15w-40 – минералка, 10w-40 – полусинтетика, а 5w-40 – синтетика.
Сегодня все по другому. Можно запросто найти полусинтетику 15w-40 или синтетику 10w-40, особенно в грузовом сегменте. Что же означают все эти цифры и буквы? Давайте разбираться по порядку.
По классификации SAE масла принято делить на зимние (с индексом “w”), летние и всесезонные. Стандартные параметры вязкости для зимних и летних масел обозначаются следующим образом:
- Зимние масла: SAE 0w, 5w, 10w, 15w, 20w;
- Летние масла: SAE 30, 40, 50.
Всесезонные масла имеют смешенную спецификацию, то есть сочетают в себе одновременно и зимний, и летний параметр вязкости, разделенный в обозначении знаком тире: SAE 0w-30, 0w-40, 5w-30, 5w-40, 5w-50, 10w-30, 10w-40, 15w-40, 20w-50.
Как вы, наверное, уже догадались, практически все масла, представленные на сегодняшний день в продаже, являются всесезонными и имеют смешанную спецификацию.
Вот мы и добрались непосредственно к расшифровке того, что означают цифры вязкости масла. В обозначении вязкости по SAE цифры означают следующее:
- Первая цифра (зимний параметр), например, 0w – указывает на минимальную температуру безопасного холодного пуска. Это означает, что чем меньше первая цифра, тем на более низкую температуру рассчитано масло.
- Вторая цифра (летний параметр) указывает на возможность применения масла в определенных температурных условиях.
Бытует миф, что цифры летнего параметра вязкости масла – означают температуру максимально допустимой окружающей среды, при которой возможна эксплуатация автомобиля. Например, масло с вязкостью 5w-30 рассчитано на температуру +30 °С. Это не правда! Никакого отношения эти цифры к температуре окружающей среды не имеют. Запомните, летний параметр – это цифры условные и они никакого отношение к окружающей среде не имеют.
Моторное масло 10w30 – поведение в различных условиях
Если укладываться в средний температурный диапазон, вне зависимости от базового состава (минералка или синтетика), параметры сохранятся в норме.
Это значит, что при запуске вы не разрядите аккумулятор, а на жаркой горной дороге не наступит масляного голодания. Однако в граничных режимах некоторые масла работают на пределе возможностей.
Рассмотрим вкратце виды базовых основ:
- Минералка – получена из нефтяного сырья, методом классической очистки. Это ректификационная возгонка (дистилляция) для отделения тяжелых фракций. Сильно зависит от температуры, заводские параметры остаются в допуске лишь в середине диапазона.
- Полусинтетика – это смесь минеральной и 100%!синтетической основ для расширения температурного диапазона при сохранении привлекательной стоимости. Неплохой компромисс для экономных водителей.
- Гидрокрекинговая основа относится к разряду синтетики (по стандартам той же SAE), однако с точки зрения производства, это минералка высшей степени очистки. Просто температурный диапазон таких масел не отличается от синтетики, но срок службы значительно ниже.
- Fully Synthetic – основа, полученная методом синтеза (как правило, из природного газа). 100%!синтетика со всеми вытекающими: высокая стоимость, запрограммированный широкий температурный диапазон и продолжительный срок службы.
Характеристики масла 10W30 зависят от сырья, из которого произведен продукт. Поэтому, если вы планируете работать на границе температурного диапазона, рекомендуется взять как минимум полусинтетику 10W30, а если позволяют средства – гидрокрекинг (HC) или Fully Synthetic.
Для средней полосы России с приоритетом прохладного лета, вполне подходит минеральная основа, если это не противоречит инструкции для вашего автомобиля.
Что лежит в химической основе масла 10W 30
Химический состав моторной данной жидкости может иметь различный химический состав, поэтому стоит остановиться на каждом из видов в отдельности.
Минеральное масло
Оно имеет в своей основе натуральные нефтепродукты, которые подверглись тщательной технической переработке. Оно не может использоваться в течение длительного периода, и в этом его существенный недостаток. Под воздействием даже незначительного перегрева его компоненты теряют свои качества и свойства, и двигательный отсек начинает источать угар.
Дело в том, что основой минерального масла являются такие ингредиенты как фосфор и сера, при улетучивании посредством выхлопных газов они в значительной мере являются загрязняющими химическими элементами для окружающего мира. Такие негативные факторы отразились на ценовой политике, поэтому на рынке автопрома минералка стоит не дорого.
Полусинтетическое масло
В химической основе этого продукта находится 70 %!натуральных компонентов и лишь 30 %!искусственных ингредиентов, которыми являются различные присадки для омывания деталей и очищения рабочего пространства от грязи и нагара. Полусинтетическая моторная жидкость не многим отличается от минерального масла. Здесь по-прежнему, фигурируют натуральные нефтяные продукты, однако данное масло стоит на порядок выше и используется несколько чаще.
Синтетическое моторное масло
Этот состав масла 10w 30 является той самой мечтой для современного авто и его водителя. Первое его преимущество в том, что оно не выбрасывает в атмосферу после отработки вредные примеси и соответствует всем экологическим запросам. Второе достоинство в том, что ему не страшны ни двигательные перегрузки, ни резкие перепады температуры.
Третий положительный момент заключается в том, что масло не окисляется и не образовывает сажевого налёта и копоти, более того, оно способно очистить двигатель от остатков прежних некачественных моторных смесей. Данный продукт обеспечивает двигательный отсек круглосуточной защитой, оберегает его от износа. Стоимость его значительно выше, чем у первых двух вариантов масла, но оно того стоит, и если вы за продление ресурса своего мотора, вы предпочтёте его другим жидкостям.
Маркировка моторных масел по SAE
В соответствии с SAE масла маркируются по вязкости – важнейшему параметру для всех горюче-смазочных материалов. Она указывает на уровень трения элементов и стойкость двигателя к износу. Особенно этот показатель важен для автолюбителей, проживающих в северных районах нашей страны.
В свою очередь, SAE делят на три класса:
- летний (жидкий);
- зимний (густой);
- универсальный.
Большинство современных продуктов относятся к третьему классу, то есть их можно использовать вне зависимости от времени года. Масла маркируют двумя цифрами, разделяемых дефисом, а в промежутке указывается буква «W» — зима (winter), значит смазку можно использовать в зимнее время года. Первая цифра — это показатель самой низкой температуры, какую способно выдерживать масло. Вторая — указывает на самую высокую температурную отметку, при которой жидкость останется в рабочем состоянии и не закипит.
Чтобы смысл значений был более понятен, охарактеризуем несколько популярных обозначений:
- 5W-30 — марка используется для заливки в двигатели авто европейских производителей. Цифра 5 означает вязкость масла в холодном состоянии при первоначальном запуске мотора. Буква «W» — возможность применения в холодную погоду. Цифра «30» определяет вязкость состава после нагрева двигателя.
- 5W-40 – подходит для самых быстрых спортивных автомобилей. Интервал вязкости в холодном состоянии и разогретом будет равен соответственно 5 и 40. Буква «W» также сообщает о возможности использования в суровых зимних условиях.
Расшифровка маркировки моторного масла по SAE
Классы масел по системе SAE и температура, при которой жидкости могут работать.
Класс | t, °C | Температура для прокачки/ проворачивания коленвала, °C | Плотность, мм2/с при 100 °C |
0W | от -40 до 10 | -35/-30 | 3,8 |
5W | от -35 до 10 | -30/-25 | 3,8 |
10W | от -30 до 0 | -25/-20 | 4,1 |
15W | от -25 до +5 | -20/-15 | 5,6 |
20W | от -15 до +15 | -15/-10 | 5,6 |
30 | от -5 до +35 | +20/-25 | 9,3 |
40 | от +10 до -40 | +35/-40 | 12,5 |
50 | от +10 до -50 | +45/-50 | 16,3 |
60 | от +10 до -60 | от +50 | 21,9 |
По мере роста первой цифры вязкость масла повышается. Так, жидкость 5W-40 можно использовать при температуре воздуха от -35 мороза до +40 градусов тепла.
Виды автомасел
- Fully Synthetic. Синтетическое масло. Производится посредством синтеза химических компонентов. Синтетическое моторное масло отличается от иных тем, что в нем возможно задавать требуемые показатели и добавлять в состав различные присадочные вещества.
Данные смазки отлично защищают автомобиль. Ввиду очистки мотор не загрязняется даже в жестких условиях.
Синтетика сохраняет собственную консистенцию при любых температурах, не меняет свойств.
- Минеральное масло. Изготавливается из обработанной нефти. Стоит немного, чем отличается в лучшую сторону от синтетического. Не слишком хорошо показывает себя при использовании. Минералка не справляется с высоко- и низкотемпературными воздействиями. Она склонна к окислению, ее надо регулярно заменять. Когда смазка нагревается, в двигателе происходит шлакообразование.
- Semi-Synthetic. Полусинтетическое масло. Обычно делается на основе минералки, которую смешивают с разными добавками.
Показатели эксплуатации немного хуже, чем у синтетической смазки, однако и цена меньше.
Моторное масло 10w30 относится к полусинтетике. Иначе говоря, у 10w30 минеральная основа, в которую добавили присадочные элементы.
Зависимость вязкости масла от температур
Как ни странно, но от вязкости зависит не только возможность применения масла в определенном диапазоне температур, но и срок его службы, а соответственно, и периодичность замены. С чем это связано? Читайте дальше.
Необходимую вязкость маслу обеспечивают вязкостные присадки. Они представляют собой длинные синтетические цепочки, которые имеют разное поверхностное натяжения с двух сторон. Чем ниже температура, тем они больше сворачиваются в «клубочек» и обеспечивают необходимую текучесть масла при минусовых температурах.
В описаниях к моторным маслам часто пишут: «Обеспечивает еще более легкий запуск двигателя при низких температурах». Это и есть та самая способность вязкостных присадок сворачиваться в «клубочек».
А как изменяется вязкость масла при повышении температуры? В таком случае «клубочки» вязкостных присадок наоборот разворачиваются в цепочки и, произвольно ориентируясь во всем объеме масла, обеспечивают высокую вязкость при высоких температурах.
Длина цепочек вязкостных присадок зависит от вязкости масла: чем больше диапазон между зимним и летним параметром, тем цепочка длиннее. Причем, если сравнивать длину цепочки масла 5w-30 и 5w-40, то она будет длиннее в разы (не на проценты, а в разы).
Чем длиннее цепочка, тем на меньшее количество сворачиваний и разворачиваний она рассчитана. После определенного количества повторений эти цепочки начинают разрушаться, масло теряет свою вязкость и требует замены. Вот именно от длины этой цепочки в основном и зависит интервал замены масла.
Безусловно, на периодичность замены масла большое влияние оказывают и другие пакеты присадок. Но речь об этом пойдет в другой раз, а сейчас мы это рассматривать не будем.
Запомните главное: чем больше диапазон между зимним и летним параметрами вязкости масла, тем меньше интервал его замены. И наоборот.
Приведем один показательный пример. Ещё недавно в некоторых дилерских центрах во время гарантийного сервисного обслуживания в автомобили заливали масло 5w-50 на 15000 км пробега, мотивируя тем, что это классное современное масло, созданное для спортивных режимов.
Да, это действительно классное современное масло, и создано оно специально для спортивных режимов. Но оно не рассчитано на 15000 км. Его нужно менять через пять, ну максимум – через шесть тысяч пробега, потому что вязкостная цепочка у него длинная, и она начнет разрушаться как раз через эти 5-6 тысяч км. Имейте это в виду.
На всякий случай, даем ссылку на нашу инструкцию по замене масла в двигателе.
Расшифровка 10W30
Когда ученые определились с параметрами вязкости, возникла необходимость приведения маркировки к единому стандарту. За эту работу взялось сообщество автомобильных инженеров. Система классификации получила название SAE: например, SAE 10W30.
В обозначении три составляющих:
- Первая цифра (на летних маслах может отсутствовать) – это низкотемпературная составляющая. Обозначает минусовые показатели, при которых смазка еще сохраняет установленную вязкость.
- Литера «W» подтверждает, что масло может эксплуатироваться в зимних условиях.
- Последняя цифра устанавливает предел температур выше нуля (летние режимы), при которых вязкость позволяет удерживать масляную пленку.
Полная раскладка маркировки указана в таблице:
Как видите, линейной зависимости между цифрами и значениями температуры нет.
Исходя из этого стандарта SAE 10W30, расшифровка масла говорит о следующем:
- холодный пуск двигателя обеспечивается при температуре окружающего воздуха до -25°C;
- масло предназначено как для летней, так и для зимней эксплуатации;
- максимальная температура окружающего воздуха, при которой производитель гарантирует сохранение вязкостных характеристик – не более +25°C.
Как расшифровать название масла 10 W30
По международным стандартам SAE моторное масло 10 W30 относится к всесезонным техническим эксплуатационным жидкостям. Оно может использоваться как при низких температурах, так и в условиях повышенных температурных режимах. Если обратиться к каждой цифре и обозначении буквально, то расшифровка получится следующей:
- Цифра 10, стоящая впереди, и следующая за ней буква W, означает, что максимальный зимний предел температуры, при которой можно использовать моторную жидкость, равна -25 градусам Цельсия. Если передвигаться на машине по улице при более низком режиме, моторное масло начинает обретать повышенную вязкость. Это чревато усиленной прокруткой коленчатого вала, а значит, и мотор автомобиля начинает работать на повышенных оборотах.
- В летний период SAE10w 30 сохраняет эффективность и стабильно работает при +30 градусах Цельсия. Именно такой предел и показывает последняя маркировочная цифра.
Исходя из этих данных, можно смело сказать, если в вашем регионе температурный режим не выходит за границы данных параметров, то вы спокойно можете использовать моторное масло 10w 30, без какого-либо ущерба для двигателя вашего авто.