Масло в двухтактном двигателе не циркулирует, как в четырехтактном, а вводится непосредственно в горючее. При этом большая часть смазки сгорает вместе с топливом, а примерно ¼ выбрасывается с выхлопными газами в виде несгоревшего масляного тумана. В простых двигателях, все еще встречающихся в старых моделях, применяется особый метод смешивания. Определенное количество смазочного вещества вручную вводится в топливный бак в соотношении от 1:100 до 1:20.
В более современных конструкциях применяются системы автоматического дозирования. Масло начинает вводиться в соответствии с нагрузкой на двигатель. При использовании подобных систем соотношение топлива и смазки варьируется от 1:400 до 1:50.
Стандарты и характеристики
Есть 2 стандарта масел для двухтактных приводов:
- 2Т — применяются для силовых агрегатов с воздушным охлаждением;
- TC-W3 — используются в моторах с водяным охлаждением.
По классификации API моторные масла двухтактных приводов разделены таким образом:
- ТА — используемые для моторов небольших мопедов, мотоциклов, газонокосилок;
- ТВ — для мощных двигателей мотоциклов;
- ТС — применимы для моторов техники, работающей на суше;
- TD — рассчитаны на подвесные приводы.
Моторные смеси для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин классифицируются по JASO
- FA — соответствуют требованиям развивающихся стран;
- FB — отвечают условиям эксплуатации в Японии;
- FC — бездымные моторные смеси;
- FD — бездымные моторные жидкости с улучшенными характеристиками.
Если жидкость подобрана правильно — она продлит ресурс мотора, в противном случае эксплуатационный период использования транспортного средства уменьшится.
Посмотрите видео о маслах для 2 х тактных моторов:
Маркировка масел для двухтактных двигателей

При покупке смазочной жидкости для двухтактного двигателя нужно обращать на маркировку. Наличие надписи «2Т» указывает на использование в моторах с воздушным охлаждением. Это ДВС, используемые для бензиновых кос, цепных пил, мототехники и других устройств, применяемых для механизации процессов в быту и на производстве.
Присутствие надписи «TC-W3» указывает на использование в двигателях с жидкостным охлаждением. Чаще всего подобные моторы применяют на лодках, катерах и другой водной технике.
Согласно классификатора API принято определять моторные масла по типу двигателей (таблица 1).
Таблица 1: Классификатор API для масел, используемых в двухтактных ДВС
Обозначение | Принадлежность двухтактных двигателей | Примечания |
ТА | Смазка используется для установки на двухколесной технике, триммерах и цепных пилах | Данные масла используются чаще всего в быту и на производстве. Изготавливаются минеральные и полусинтетические смазки. |
ТВ | Рекомендуются для мотоциклов, имеющих мощность свыше 6…8 л.с. | Современные смазки используют в качестве несущей основы синтетику |
ТС | Используют для бензиновых генераторов, мельницах, крупорушках, насосах и других механических приводов стационарного технологического оборудования | Чаще всего представлено в виде полусинтетических и синтетических масел. Могут эксплуатироваться при положительных и отрицательных температурах воздуха. |
TD | Применяется для приводов, размещаемых на высоте: канатные дороги; подъемники на склонах. | Для современной техники реализуют в основном синтетические масла. |
Классификация по JASO определяет «городские» масла, которые применяют для небольших транспортных средств (таблица 2).
Таблица 2: Классификатор JASO для масел, используемых в двухтактных ДВС
Обозначение | Принадлежность двухтактных двигателей | Примечания |
FA | Масло рекомендовано для развивающихся стран. Преимущественно используется для мобильных транспортных средств. | Чаще всего производители создают смазку на минеральной основе. Полусинтетика используется редко. Вязкость масел довольно высокая, работоспособность при сильном нагреве. |
FB | Масло высокого качества, соответствует требованиям развитых стран (Япония, Южная Корея, ФРГ, Франция) | Используется синтетическая основа. Могут эксплуатироваться при положительных и отрицательных температурах воздуха. |
FC | При сгорании не образует видимый дым. Рекомендуется для использования в крупных населенных пунктах. Особенно востребовано в мегаполисах, где эксплуатируют двухколесные транспортные средства | Используется синтетическая и полусинтетическая основа. Универсальное использование в течение всего года. |
FD | Объединяет требования масел по параметрам FB и FC. | Отличается высокой ценой. Используется синтетическая несущая основа. |
Функционирование 2-тактных моторов
Система всасывания большинства простых двухтактных двигателей является карбюраторной. Ее отличие от моторов четырехтактных в том, что цилиндр в течение двух тактов продувается только что сгоревшей топливо-воздушной смесью. Поскольку одновременно происходит опорожнение цилиндра и подача горючего, вместе с выхлопными газами выбрасывается и примерно треть свежей смазки.
Следствием этого конструктивного недостатка является частичное сгорание масла, а также образование относительно большого количества выбросов. Поэтому в густонаселенных регионах с большим количеством мотоциклов наблюдаются смог, задымленность и шум. В качестве примера можно привести многие азиатские города.
В последнее время недостатки конструкции компенсируются рядом достижений в технологии изготовления двухтактных двигателей. Благодаря разработке косвенного или непосредственного впрыска топлива наблюдается значительное снижение выбросов. Кроме того, это позволяет существенно сократить расход горючего.
Принцип работы

2-х тактный двигатель не имеет картер, он смазывается смесью масла и топлива, которая полностью сгорает в камере сгорания цилиндра мотора. Моторные жидкости для четырехтактных агрегатов не контактируют с топливом. Из-за отличий в принципе работы к производителям смазочных материалов предъявляются разные требования к свойствам моторных жидкостей для 2-х и 4-х тактных приводов.
Для 2-х тактного двигателя необходимо масло, которое будет полностью сгорать в камере сгорания, не оставляя при этом осадок и сажу. Важно, чтоб несгоревшие остатки масла, поступающие в выхлопные газы, поддавались биологическому разложению.
Для четырехтактных силовых агрегатов основным параметром моторных смесей является вязкость — возможность жидкостей сохранять свою структуру при различных условиях эксплуатации для обеспечения образования прочной смазочной пленки на элементах привода.
Общие рекомендации
- Если приходится эксплуатировать мотор с большим износом, то выбор можно остановить на минеральных маслах. Они лучше уплотнят имеющиеся зазоры.
- На современных ДВС, выпущенных после 2012 г. желательно применять синтетические смазки.
- Для малогабаритной техники желательно применять полусинтетические смазки. Они универсальны для большинства механических помощников в быту.