Масло для двигателя: разновидности, свойства, характеристики

Любое современное автомобильное масло состоит из основы и пакета дополнительных присадок, которые нужны для того, чтобы улучшить натуральные свойства базового масла и добавить новых. Содержание присадок может колебаться в зависимости от производителя и типа масла в пределах 20-30%! Базовые масла для моторных масел выпускают различные компании, и чтобы их было проще классифицировать Американский институт нефти «API» разделил все базы на 5 групп, в зависимости от вязкости, содержания углеводородов, серы и других элементов.

По составу базового масла различают три типа моторных масел:

  • минеральные масла
  • частично синтетические масла
  • полностью синтетические масла

Минеральные масла — это масла, полученные путем очистки соответствующих фракций нефти от нежелательных веществ. Различают дистиллятные и остаточные фракции минеральных масел. Первые перегоняются при вакуумном разделении мазута на фракции, вторые – это остаток от перегонки, самые вязкие фракции. Таким образом, минеральные масла состоят из сложных смесей углеводородов, содержащихся в нефти. Дистиллятные фракции служат основой зимних и всесезонных масел, остаточные входят в состав летних масел в смеси с дистиллятными.

Требования к стойкости против окисления, испаряемости, вязкостно-температурным свойствам моторных масел возросли настолько, что даже из отборных нефтей с применением лучших технологий очистки масляных фракций не представляется возможным вырабатывать минеральные базовые масла, обеспечивающие получение конечного продукта с необходимыми свойствами и сроками службы. Это привело к использованию синтетических базовых масел.

Синтетические базовые масла получают путем целенаправленных химических реакций, в результате которых образуются органические соединения с желательными свойствами. Эго могут быть углеводородные жидкости (полиолефины, алкилбензолы) или эфиры. Они обладают низкой температурой застывания, стойки к окислению, меньше расходуются на угар. В связи с этим синтетические масла имеют срок службы 20 тыс. км, а отдельные образцы 80…100 тыс. км. Главным достоинством синтетического масла является его способность становиться более жидким при низких температурах и густым при высоких. Синтетические базовые компоненты часто комбинируют, составляя смеси так, чтобы улучшить растворимость присадок, совместимость с эластомерами и другие характеристики. Недостаток синтетических базовых масел – высокая стоимость, в 2…3 раза выше минеральных. Компромисс – частично синтетические масла (полусинтетика), в которых основой является смесь высококачественного минерального базового масла и синтетических базовых компонентов. Полусинтетикой называют также минеральные масла после специальной обработки – гидрокрекинга лил гидроизомеризации. Цена таких масел существенно ниже, чем полностью синтетических.

Уровень эксплуатационных свойств моторного масла и пробег автомобиля, в течение которого оно остается работоспособным, зависят от содержания в масле присадок и их эффективности, качества базового масла и его приемистости к присадкам.

В составе современных моторных масел используются сочетания присадок:

  • дисперсанты
  • детергенты (моющие присадки)
  • антиокислители
  • ингибиторы коррозии
  • модификаторы трения
  • противоизносные и антипенные присадки
  • деактиваторы металлов

Для того чтобы масло позволяло легко запустить двигатель при больших отрицательных температурах и в то же время сохраняло свою вязкость при работе, в него вводят загущающие присадки – полиизобутилены. Это длинные молекулярные цепочки, имеющие свойство при низкой температуре собираться в клубки. В таком состоянии они почти не влияют на вязкость масла, оно остается достаточно жидким. При повышении температуры клубки молекул «разматываются» и загущают масло, повышая его вязкость. Так получают всесезонные марки масел.

Способность моторного масла выполнять многочисленные функции проверяется в основном путем испытаний в двигателях на стендах по стандартным процедурам классификационных испытаний, а также методами лабораторных испытаний ряда физико-химических свойств. Некоторые фирменные спецификации включают как обязательный этап эксплуатационные испытания.

Главным свойством моторного масла является его вязкость при определенных температурах.

Вязкость масла — это свойство масла оказывать сопротивление взаимному перемещению соседних слоев масла. Чем выше вязкость, тем гуще масло, и наоборот. Различают динамическую и кинематическую вязкость.

  • Динамическая вязкость – это количественная характеристика сопротивления жидкости смещению одного слоя относительно другого, она выражается в паскаль-секундах (Па·с).
  • Кинематическая вязкость – это отношение динамической вязкости к плотности жидкости, она выражается в квадратных миллиметрах на секунду (мм2/с) или в сантистоксах (сСт).

В основу действующего стандарта России 17479.1–85 на маркировку автомобильных масел, который применяется и в других странах постсоветского пространства, положены эксплуатационные свойства и кинематическая вязкость при 100 «С и –18 «С.

В зависимости от эксплуатационных свойств установлено шесть групп масел по степени форсирования и типу двигателей, для которых эти масла предназначены:

  • группа А – для нефорсированных
  • Б – малофорсированных
  • В – среднефорсированных
  • Г – высокофорсированных двигателей
  • группа Д – только для высокофорсированных дизелей
  • Е – тоже для дизелей, но стационарных и судовых, работающих на топливе с большим содержанием серы

Масла групп Б, В и Г дополнительно подразделяются на карбюраторные (индекс 1) и дизельные (индекс 2). Отсутствие индекса говорит о том, что масло предназначено как для дизельных, так и для бензиновых двигателей данной группы по степени форсирования.

Другим показателем, положенным в основу этой классификации, является вязкость масла в сантистоксах (сСт) при рабочей температуре, принятой за 100 «С.

Вязкость влияет на прокачивание масла по системе смазки, на легкость и быстроту пуска двигателя, уплотнение поршневых колец в цилиндре, на степень очистки масла в фильтрах, расход масла и топлива. От вязкости масла зависит также охлаждение трущихся деталей.

При одинаковых температуре и давлении вязкость масла зависит от химического состава и структуры углеводородов, из которых оно состоит. Самая низкая вязкость у парафиновых углеводородов, самая высокая – у полициклических ароматических. Парафиновые углеводороды обладают также лучшими вязкостно-температурными свойствами.

При увеличении температуры вязкость понижается, а при увеличении давления – возрастает. Масло с большей вязкостью лучше уплотняет поршневые кольца в цилиндрах и уменьшает прорыв газов из камеры сгорания в картер двигателя. Оно в меньших количествах попадает в камеру сгорания, что уменьшает расход масла и нагарообразование, а также в меньшей степени подтекает через сальники и уплотнительные прокладки крышек картеров. Повышение вязкости масла ухудшает его циркуляцию в системе смазки, охлаждение деталей и очистку поверхностей трения от продуктов изнашивания и других загрязнений. Слишком вязкое масло не обеспечивает жидкостного трения вследствие затрудненного поступления к трущимся поверхностям.

Чем выше относительная скорость перемещения трущихся деталей и лучше качество обработки их поверхностей, тем меньшая вязкость масла требуется. Поэтому, например, для быстроходных двигателей применяют масло с меньшей вязкостью, чем для тихоходных. При уменьшении нагрузки на детали вязкость может быть снижена, а при увеличении зазоров между ними – увеличена.

Согласно ГОСТ 17479.1–85 и другим техническим условиям, масла для двигателей обозначают буквой М и в зависимости от кинематической вязкости делят на классы. Условно масла можно разделить на летние и зимние. Принято считать, что зимние масла применяют в условиях температуры окружающего воздуха ниже –5 «С, летние – выше 20 «С. При маркировке масел по ГОСТ 17479.1–85 применяются следующие обозначения:

  • М – моторное масло
  • цифры после буквы М (4, 5, 6, 8, 10, 12 «) – класс кинематической вязкости. (Например, класс 6 означает, что при температуре 100 «С имеет среднюю вязкость 6 сСт; иногда после цифры может применяться нижний индекс «з», что свидетельствует о применении в данном масле загущающей присадки, при этом масло имеет и определенную вязкость при –18 «С. Такое масло является всесезонным и имеет двойное цифровое обозначение – косую черту.)
  • буквы после цифр (А, Б, В, Г, Д, Е) обозначают принадлежность масла к определенной группе эксплуатационных свойств
  • нижний индекс после букв: 1 – масло предназначено только для бензиновых двигателей; 2 – масло предназначено только для дизельных двигателей; отсутствие индекса – масло унифицировано и может применяться как для дизельных, так и для бензиновых двигателей
Рекомендуем:  Принцип работы электрического стеклоподъемника и причины поломки

Ниже приведены примеры обозначения моторных масел:

  • М-8Г1 – моторное масло, имеющее при температуре 100 °С вязкость 8 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей
  • М-10Г2 – моторное масло, имеющее при температуре 100 °С вязкость 10 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных дизельных двигателей
  • М-6з /10Г1 – моторное масло, имеющее при температуре –18 «С вязкость в пределах 2600…10 400 сСт, содержит загущающие (вязкостные) присадки и предназначено для применения в качестве зимнего или всесезонного масла; при 100 «С имеет вязкость 10 сСт, по эксплуатационным свойствам относится к группе Г и предназначено для высокофорсированных бензиновых двигателей
  • М-10Г – универсальное масло, предназначенное как для дизельных, так и для бензиновых двигателей

Для двигателей легковых автомобилей летними маслами можно считать масла повышенной вязкости типа М12Г, зимними – М8Г.

Учитывая большое разнообразие марок легковых автомобилей и условий их эксплуатации, моторные масла зарубежных и отечественных производителей классифицируют по трем основным признакам:

  • вязкостно-температурные свойства
  • область применения и уровень эксплуатационных свойств
  • наличие или отсутствие энергосберегающих свойств

Вязкостно-температурные свойства классифицируют по системе SAE (Общество автомобильных инженеров); они характеризуют зависимость вязкости масла от температуры холодного пуска двигателя при безгаражной стоянке автомобиля зимой до максимальной температуры масла в двигателе, работающем с максимальной нагрузкой.

В настоящее время общепринятой стала классификация SAE J300, согласно которой моторные масла подразделяеются на шесть зимних (OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) и пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов. В этих обозначениях бόльшим числам соответствует бόльшая вязкость, буква W означает, что масло зимнее. Всесезонные масла, пригодные для круглогодичного применения, обозначают сдвоенным номером, один из которых указывает зимний, а другой – летний класс, например SAE 5W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-50 и т. д. Для зимних масел установлены максимальные значения динамической вязкости при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100 «С. Для летних масел установлены пределы кинематической вязкости при 100 «С и минимальные значения динамической вязкости при 150 «С и скорости сдвига 106с–1. Каждый класс зимнего или всесезонного масла характеризуется двумя значениями динамической вязкости при температурах, различающихся на 10 «С. Таким образом, классификация по SAE информирует о диапазоне температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит проворачивание коленчатого вала двигателя стартером (первая слева колонка таблицы), прокачивание масла насосом по системе смазки двигателя при холодном пуске под давлением не допускающем сухого трения в узлах двигателя (вторая слева колонка таблицы) и надежное смазывание летом при длительной работе на максимальных скоростном и нагрузочном режиме (правая часть таблицы).

 

Класс по SAE

Низкотемпературная вязкость

Высокотемпературная вязкость

Проворачивание

Прокачиваемость

Вязкость, мм2/с, при 100°С

Вязкость, мПа·с,

при 150 °С и скорости сдвига

106с-1, не менее

Максимальная

вязкость, мПа·с, при температуре, °С

Максимальная

вязкость, мПа·с, при температуре, °С

min

max

0W

3250 при-30 °С

60 000 при -40 °С

3,8

5W

3500 при -25 °С

60 000 при -35 °С

I0W

3500 при -20 °С

60 000 при -30 °С

4,1

15W

3500 при-15 °С

60 000 при -25 °С

5,6

20W

4500 при -10 °С

60 000 при -20 °С

5,6

25W

6000 при -5 °С

60 000 при -15 °С

9,3

20

5,6

<9,3

2,6

30

9,3

<12,5

2,9

40

12,5

<16,3

2,9

40

12,5

<16,3

3,7

50

16,3

<21,9

3,7

60

21,9

<26,1

3,7

Выбор вязкостно-температурных свойств моторных масел зависит от климатических условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Инструкции по эксплуатации предписывают применение масел по классификации SAE в реальном рабочем диапазоне температуры окружающего воздуха.

 Если разрешено применение сезонных масел, следует иметь в виду, что маловязкие зимние масла классов 0W, 5W и 10W нельзя применять при температуре воздуха выше –10 «С для первых и –5 «С для последнего, а летние масла класса SАЕ 30 и более вязкие – при температуре воздуха ниже +5 «С. Несоблюдение этих условий приводит к повышенному износу двигателя из-за недостаточной вязкости зимних масел при высокой температуре и затруднениям при холодном пуске двигателей на летних маслах, имеющих слишком высокую вязкость и недостаточную прокачиваемость при низкой температуре.

Уникальными вязкостно-температурными свойствами и широким температурным диапазоном работоспособности обладают синтетические масла класса SАЕ 5W-50 и SАЕ 0W-60. Использование таких масел целесообразно в регионах с резко континентальным климатом и в горных местностях, т. е. при экстремальных условиях в области низких и высоких температур.

На рисунке показаны типичные температурные диапазоны работоспособности наиболее часто используемых всесезонных, а также сезонных (зимних и летних) масел. Для выбора температурного диапазона использования масла по системе SAE (правда, с большим приближением) можно предложить следующие рекомендации.

Минимальная температура в градусах Цельсия, при которой возможно использование масла, определяется по формуле

Тmin = -(35–Х), где Х – первые цифры маркировки.

Максимальную температуру можно принять приближенно по последним цифрам маркировки.

Например, для масла SAE 15W-40 минимальная температура, при которой можно его использовать,

Тmin = -(35 — 15)= -20 «С.

Максимальная температура, при которой можно использовать указанное масло, равна 40 С. Однако для точного определения температурного диапазона, в котором можно применять масло, следует использовать данные, приведенные в таблице и на рисунке.

Рис. Температурные диапазоны работоспособности моторных масел

Классификация SAE распространяется только на вязкостно-температурные свойства моторных масел. Для классификации масел по области применения и уровню эксплуатационных свойств (качества) была предложена система APJ (Американский нефтяной институт).

Рекомендуем:  Датчик детонации двигателя: описание, устройство и принцип работы

По классификации APJ моторные масла подразделяются на две категории: S (Service) – для бензиновых двигателей и С (Commercial) – для дизельных. К категории S относятся масла для четырехтактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов, к категории С – масла для дизельных двигателей. Масло одновременно может быть использовано как для бензинового, так и для дизельного двигателя, в таком случае оно имеет обозначение S/C. Уровни эксплуатационных свойств (качество) масла в порядке их возрастания обозначают буквами латинского алфавита, стоящими за знаком S или С. В настоящее время масло для бензиновых двигателей сертифицируется классами SH, SJ, SL (последнее для моделей с 2001 года), а для дизельных двигателей – классами СF, СF-2, СF-4, CG-4, СН-4 и CI-4 (последнее для моделей с 2002 года).. По мере выпуска более качественных масел могут применяться следующие буквы латинского алфавита.

Масла класса SH применяются для бензиновых двигателей автомобилей, выпущенных до 1994 г. Масла классов SJ и SL отличаются от масел класса SH энергосберегающими свойствами (экономией топлива и масла) и способностью выдерживать нагрев, не образуя отложений.

Масла класса CF применяются для дизельных двигателей, имеющих разделенную камеру сгорания и работающих на топливе с повышенным содержанием серы (до 0,5 %!); класса CF-4 – для дизельных четырехтактных двигателей грузовых автомобилей (они обладают моющими свойствами); класса CF-2 – для двухтактных двигателей; классов CG-4, СН-4 и CI-4 – для всех типов четырехтактных дизельных двигателей с моющими, противоизносными, антикоррозионными и менее вспенивающими свойствами, они хорошо сочетаются с топливами, имеющими малое содержание серы (менее 0,5 %!).

Моторные масла, сертифицированные на соответствие тем или иным классам API, маркируются стандартным символом, наносимым на бочки, канистры, контейнеры и другую тару. В центре круга указывают класс вязкости по SAE. Категорию и класс по уровню эксплуатационных свойств указывают в верхнем полукольце, а наличие или отсутствие энергосберегающих свойств (energy conserving) у данного масла указывают в нижнем полукольце. Если последнее не заполнено, то данное масло не относится к энергосберегающим. Масла, обла­дающие высокими антифрик­ционными свойствами, обеспе­чивают несколько процентов экономии топлива за счет сни­жения трения в самом двигате­ле. Энергосберегающие масла обычно содержат присадки – модификаторы трения и имеют относительно низкую вязкость.

Для легковых автомобилей российского производства, в которых используются масла, имеющие маркировку стандартов России М-5з/10Г1, М-6з/10-Г1 и М6з/12-Г1, заменителями являются следующие масла по маркировке SAE API : API SH, SAE 15W-30; API SH, SAE 15W-40; API SH, SAE 10W-30.

Американские и японские автомобилестроители, сотрудничая в рамках Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC), разработали минимальные стандартные требования к моторным маслам для автомобильных бензиновых двигателей. Классификация ILSAC содержит два класса масел, обозначаемых GF-1 и GF-2. По эксплуатационным свойствам они практически идентичны маслам классов SH и SJ по API, но обязательно имеют высокие энергосберегающие свойства. Масла, сертифицированные API на соответствие, ILSAC маркируют стандартным символом в виде «солнца», что свидетельствует о пригод­ности продукта для эксплуата­ции в бензиновых автомоби­лях японского производства.

Рис. Символ маркировки SAE-API

Рис. Символ маркировки ILSAC

Европейские автомобилестроители разработали и ввели с 1996 г. новую классификацию моторных масел, требования которой существенно отличаются (в сторону ужесточения) от требований классификаций АРI и ILSAC. Европейская классифика­ция АСЕА аналогична API: чем дальше буква от начала алфа­вита и чем больше цифра при этой букве, тем более высо­ким эксплуатационным требо­ваниям отвечает моторное мас­ло (через дефис указывается год начала действия документа).

Классификация АСЕА (в отличие от классификации АРI) выделяет масла для дизелей легковых автомобилей в самостоятельную категорию, так как в Европе доля таких автомобилей значительно больше, чем в США.

Масла классов А1-96 и А2-96 различаются только тем, что первые – это энергосберегающие масла. То же относится к маслам классов В1-96 и В2-96. Все прочие эксплуатационные свойства могут быть идентичны и соответствуют стандартному уровню. Масла классов АЗ-96 и ВЗ-96 отвечают современным требованиям. По моюще-диспергирующим, противоизносным, антиокислительным свойствам они существенно выше масел двух предшествующих классов.

Масла классов Е1-96, Е2-96 и ЕЗ-96 различаются по уровням эксп­луатационных свойств, которые в этом ряду возрастают. Масла класса Е1-96 обычно применяют в безнаддувных дизелях. Масла класса Е2-96 обеспечивают работу безнаддувных дизелей с увеличенным сроком замены и дизелей с умеренным наддувом в условиях обычной эксплуатации. Масла класса ЕЗ-96 предназначены для дизелей с турбонаддувом, эксплуатируемых в самых тяжелых условиях и соответствующих по выбросам токсичных веществ нормам Еurо II. Кроме того, масла класса ЕЗ-96 обеспечивают наибольший пробег автомобилей без замены масла.

Могут также при­сутствовать надписи, сообща­ющие о том, что масло про­шло испытания в автомобилях ведущих производителей — Volvo, BMW, Volkswagen-Audi (VW), Mercedes-Benz (MB), Porsche.

В отдельных случаях может указываться соответствие обеим системам и требованиям отдельных производителей. Например:

  • 76 Pure Synthetic Motor Oil SAE 5W-40
  • API SL/CF;
  • АСЕА A3, 83;
  • BMW High Performance Syn­thetic Oil (U.S.), BMW Longlife Oil (outside U.S.)
  • Mercedes-Benz Sheet 229.1
  • Porsche
  • Volkswagen 505, 502, 500

Это синтетическое всесезонное моторное масло, про­изведенное известной амери­канской корпорацией 76 Lubri­cants, может применяться в любых бензиновых и дизель­ных двигателях легковых ав­томобилей.

В России разработан стандарт «Масла моторные для автомобильной техники. Классификация, обозначение и технические требования». Указанный стандарт не заменяет существующих стандартов России, а дополняет их. Он разделяет масла по вязкостно-температурным свойствам, как и по системе SAE, и по группам качества масел. Таких групп семь: четыре (Б1, Б2, Б3 и Б4) для масел бензиновых двигателей и три (Д1, Д2 и Д3) для дизельных двигателей:

  • Б1 означает, что масло предназначено для двигателей грузовых автомобилей
  • Б2 – легковых автомобилей выпуска до 1996 г.
  • Б3 – легковых автомобилей выпуска после 1996 г.
  • Б4 – перспективных двигателей с улучшенными экологическими характеристиками
  • Д1 означает, что масло предназначено для безнаддувных двигателей грузовых автомобилей
  • Д2 – для двигателей с наддувом и без него, работающих в тяжелых условиях
  • Д3 – для двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях, и перспективных экологически чистых двигателей

При обозначении масел перед характеристиками вязкостно-температурных свойств и уровня эксплуатационных свойств (качества) указывается торговая марка завода-изготовителя («Consol», «Лукойл», «Нафтан» и т.д.). Если масло синтетическое, то наносится соответствующее обозначение.

Запрещается смешивание моторных масел различных торговых марок. При переходе на другую торговую марку масла, промывка двигателя заменяющим маслом обязательна.

Торговая марка масла и ТУ

Класс вязкости по SAE

Класс качества по ААИ (API)

Производитель

«Норси Турбо»ТУ 38.601-07-39-98

15W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

АО «Норси»
«Норси Спектр»ТУ 38.601-07-38-98

5W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

АО «Норси»
«Лукойл-Супер»ТУ 0253-075-00148636-95

15W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

АО “НК Лукойл”

«Лукойл-Артик 2»ТУ 0253-075-00148636-95

5W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

АО “НК Лукойл”

«Shell Rimula TX»

Спецификация Shell

15W-40

Д3/Б4 (СF–4/SG, CG-4)

Рекомендуем:  Какой интервал от замены до замены масла в АКПП?

Моторные масла

Моторное масло – важнейший компонент смазочной системы автомобиля. Да что греха таить – это ключевой и главный её компонент.

Правильный подбор и своевременная замена смазки гарантирует долговременную и беспроблемную работу силового агрегата.

И тут возникает проблема – в магазине Вам предложат минеральные, синтетические, полусинтетические масла. Какое же из них выбрать и чем они отличаются?

Группы базовых масел

Согласно классификации API существует пять групп базовых масел, из которых производят моторные смазки:

  • 1 — минеральные;
  • 2 — полусинтетические;
  • 3 — синтетические;
  • 4- масла на основе полиальфаолефинов;
  • 5- масла на основе различных химических соединений, не вошедших в предыдущие группы.

К первой группе моторных смазок относятся минеральные масла, которые изготавливаются из чистой нефти путём её перегонки. По факту они являются одной из фракций нефти, как бензин, керосин, дизельное топливо и пр. Химический состав таких смазок весьма разнообразен и разнится от производителя к производителю. В таких маслах содержатся в большом количестве углеводороды различной степени насыщения, азот, сера. Даже по запаху смазки первой группы отличаются от других — остро чувствуется аромат нефтепродуктов. Главная характеристика — высокое содержание серы и низкий индекс вязкости, из-за чего масла этой группы подходят далеко не для всех автомобилей.

Масла двух других групп разрабатывались позже. Их создание было обусловлено техническими новшествами современных автомобильных двигателей, для которых смазки первой группы не подходят. Масла второй группы, которые также называются полусинтетическими, изготавливаются по технологии гидрокрекинга. Она подразумевает под собой обработку минеральных масел 1 группы водородом под влиянием высоких температур. В результате такой реакции, водород присоединяется к молекулам углеводорода, обогащая их. А серу, азот и другие ненужные вещества водород удаляет. Как результат, получаются смазки, которые имеют низкую температуру замерзания и небольшое содержание парафинов. Тем не менее, такие смазки имеют относительно низкий индекс вязкости, что весьма сужает их область применения.

Самой оптимальной является 3 группа – полностью синтетические смазки. В отличие от двух предыдущих, они имеют более широкий температурный диапазон и высокий уровень вязкости. Производятся такие смазки по технологии гидроизомеризации, также с применением водорода. Иногда базу для таких масел получают из природного газа. В совокупности с широким набором присадок такие масла подходят для использования в современных двигателях автомобилей любой марки.

Моторные масла 4 и 5 групп встречаются значительно реже, чем другие ввиду их высокой стоимости. Полиальфаолефиновое базовое масло является основой для настоящей синтетики, так как его изготавливают полностью искусственно. В отличие от смазок 3 группы, встретить эти можно лишь в специализированных магазинах, так как их применяют только для спортивных машин. К пятой группе относятся смазки, которые из-за своего состава не могут быть причислены к предыдущим. В частности, сюда относят смазки и базовые масла в которые были добавлены эфиры. Они значительно улучшают моющие свойства масла и увеличивают пробег смазки между техническими обслуживаниями. Эфирные масла выпускаются весьма ограниченно, так как стоят очень дорого.

Обычно в состав масла вовлекают следующие присадки:

Беззольные депрессанты предотвра­щают образование низкотемпературных отложений на деталях двигателей, выпадение осадков в картере, загрязнение фильтров, а также предотвращают рост вязкости масла при накоплении в нем частиц сажи от неполного сгорания топлива.

Зольные детергенты (моющие при­садки) – это растворимые в базовом масле мыла, обеспечивающие чистоту поршней и хорошую подвижность поршневых колец за счет удержания в масле мельчай­ших частиц нерастворимых веществ без отложения на деталях двигателя. Способность масла не давать частицам сли­паться и увеличиваться в размерах необходима для проти­водействия абразивному износу и преждевременной блокировке масляных фильтров, а также для улучшения холодной прокачиваемости (защиты двигателя при холодном запуске). Обычно в составе масла используют комбинации детергентов, обладающих способностью дополнять и улучшать эф­фективность друг друга. Детергенты содержат металлы (кальций, магний) придающие маслам зольность. Зола – это неорганиче­ский остаток, образующийся после сгорания масла. Ее избыток очень нежелате­лен, т.к. это абразивный материал. Многие детергенты придают маслу способность нейтрализовывать кислоты. Такие детергенты называют щелочными. Роль щелочных детергентов в предотвра­щении коррозионного износа деталей двигателей очень велика.

Антиокислители тормозят окисление масла кислородом воздуха при высокой температуре. Антиокислители разных классов часто вводят в составы масел в виде парных или тройных смесей, что дает лучший эффект. При рациональ­ном сочетании детергентов и антиокисли­телей удается значительно замедлить рост вязкости масла, увеличить срок его бессменной работы.

Противоизносные присадки предот­вращают быстрое изнашивание трущихся деталей двигателей в основном путем хи­мического взаимодействия с поверхнос­тями металлов и образования пленок, препятствующих контакту металла с ме­таллом, образованию рисок, задиров.

Антикоррозионные присадки защищают от коррозии антифрикционные сплавы на основе меди, свинца, олова путем образования прочных защитных пленок на вкладышах подшипников, втулках и других деталях.

Противопенные присадки препятству­ют вспениванию масла и ускоряют разрушение образовавшейся пены. В последнее время проблема вспениваемости масла приобрела особое значение в связи с при­менением дизельных масел в качестве рабочего тела в системах впрыскивания топлива под высоким давлением с помощью гидравлических насос-форсунок.

Модификатор трения (антифрикци­онные присадки) уменьшают коэффици­ент трения при граничном режиме смаз­ки, и этим повышают механический коэф­фициент полезного действия двигателей. Эти присадки вводят в энергосберегаю­щие масла.

Депрессорные присадки понижают тем­пературу застывания масел, их добавляют к зимним и всесезонным маслам для улучшения текучести при низкой температуре.

Модификаторы вязкости (загущающие присадки) повышают индекс вязкос­ти масла.

Другие присадки в моторных маслах используют редко, в тех случаях, когда к маслу предъявляют какие-либо специ­альные требования.

Что же выбрать?

Итак, друзья, давайте подведём итоги. Какое же масло для двигателя лучше и при каких условиях? Если Вы владелец относительного нового авто с небольшим пробегом, то наилучшим выбором станет синтетическая смазка. Она сохраняет свои свойства в широком диапазоне температур, обладает высокой текучестью, дольше сохраняет свои характеристики. Одним словом, она стабильна, долговечна и неприхотлива к внешним факторам. Единственным её минусом можно считать цену.

Более щадящей для кошелька является полусинтетика. Она немного уступает своим полностью синтетическим собратьям по эксплуатационным характеристикам и, помимо этого, как и в случае с минеральными маслами, её лучше не использовать при температурах окружающего воздуха ниже 20 градусов.

Не стоит полностью забывать про минеральные смазки. Их прерогатива – машины, имеющие двигатели с большим пробегом.

Дело тут в высокой вязкости, благодаря которой масло не просачивается сквозь выработанные уплотнительные элементы мотора.

Если, к тому же, Вы ездите на авто в климате, где температура редко опускается ниже 20 градусов, то тогда тем более нет смысла переплачивать за синтетику – смело лейте минеральное масло, но не забывайте чаще его менять. Специалисты рекомендуют делать это каждые 5-7 тысяч километров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: