Таблица вязкости трансмиссионного масла

Трансмиссионные масла в настоящее время разделяются по нескольким классификаторам. Ниже рассмотрим классификацию трансмиссионных масел согласно трём наиболее распространённым стандартам.

SAE

Во всем мире получила широкое распространение маркировка трансмиссионных смазок по индексу вязкости – SAE. Разработанный в Соединенных Штатах, стандарт SAE J306 разделяет смазочные жидкости для трансмиссий, в зависимости от вязкости при эксплуатации автотранспорта в условиях предельных температур: низких и высоких. По этой квалификации можно определить диапазон температур, в котором разрешается применять определенную смазку для механической КПП и ведущих мостов.

Рекомендации по вязкости трансмиссионных масел, которые могут применяться для МКПП и ведущих мостов автомобиля, указываются производителем в мануале пользователя. Основываясь на этих рекомендациях, владелец автомобиля выбирает трансмиссивную жидкость среди ассортимента смазочных жидкостей. Когда выбирается смазка, следует учитывать самую низкую и самую высокую температуру, при которой будет эксплуатироваться авто. Классификация SAE J306 учитывает индекс вязкости при предельных температурах.

Значение низкотемпературного предела вязкости соответствует температуре, при которой достигается динамическая вязкость по Брукфильду 150000 сантипуазов (сП). Для определения показателей проводились реальные испытания с агрегатами различных конструкций. При превышении этих значений подшипники шестерен на вале разрушались. Поэтому важно следовать рекомендациям производителей по низкотемпературному пределу применения.

Значение высокотемпературного предела определяется по показаниям кинематической вязкости смазки при температуре 100 градусов. Этот показатель помогает приблизительно определить, какую нагрузку может выдержать защитная масляная пленка и насколько достаточно ее будет, чтобы защитить механизм коробки передач при значительных нагрузках и при высоких рабочих температурах.

По классификации SAE смазочные материалы делятся на 9 классов по аналогии с моторными маслами:

  • 4 зимних, индекс вязкости которых содержит букву W (Winter): 70W, 75W, 80W, 85W;
  • 5 летних, у которых отсутствует буквенное обозначение: 80, 85, 90, 140, 250.

Всесезонные масла маркируются с применением обеих маркировок, первая идет зимняя, вторая — летняя, например, SAE 75W-85, SAE 85W-90 и т.п.

Таблица классификации по SAE трансмиссионных смазок по индексу вязкости:

Класс вязкости Max температура для вязкости 150 000 сП, градусов Кинематическая вязкость при температуре 100 градусов, мм2/с
не менее не более
Зимние
 70W -55 4,1
  75W  -40  4,1  —
  80W  -26  7,0  —
  85W  -12  11,0  —
 Летние
 80  —  7,0  11,0
85 11,0 13,5
90 13,5 24,0
140  24,0  41,0
250  41,0  —

Эксплуатация сезонных смазок экономически не выгодна, так как трансмиссионные жидкости имеют большой ресурс. Если использовать сезонные смазки, их приходится менять раньше, чем они выработали свой ресурс. Поэтому более популярны всесезонные.

Разные виды обозначений

Рекомендуем:  Турбина дизельного двигателя: устройство и ремонт механизма

Классификация по SAE

Наиболее известной, понятной и общедоступной для рядовых автолюбителей выступает классификация, введенная мировым сообществом инженеров. Для маркировки трансмиссионных масел принята спецификация, получившая название SAE J306.

Вязкость ТМ по SAE

Так же, как и для моторных масел, основным критерием для градации ТМ-масел по SAE выступает вязкость. По аналогии присутствуют летние и зимние вязкостные индексы. Для зимних смазок сегодня введены четыре категории:

  1. 70W;
  2. 75W;
  3. 80W;
  4. 85W.

С повышением числового индекса увеличивается вязкость. Здесь, в отличие от смазочных материалов для ДВС, не делается столь четкая градация по допустимым для использования температурам окружающей среды.

В немалой степени влияют конструктивные особенности узла и его рабочие режимы нагрузки. Хотя температурный режим по-прежнему имеет наибольший вес при выборе масла.

Классификация по SAE для летних режимов работы включает 5 возможных вариантов:

  1. 80;
  2. 85;
  3. 90;
  4. 140;
  5. 250.

Здесь, аналогичным с летней градацией образом, происходит повышение вязкости с увеличением индекса. Для легковых автомобилей индексы 140 и 250 практически не используются. Смазки с вязкостью 140 и 250 применяются в крупногабаритных тихоходных узлах, которые работают с огромными по меркам серийных авто нагрузками.

Новые классы API

MT-1

  • Масла для высоконагруженных агрегатов.
  • Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.

PG-2 (проект)

  • Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.
  • Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.

Американское сообщество автомобильных инженеров, по аналогии с моторными маслами, ввело свою систему разделения трансмиссионных смазочных материалов в зависимости от высоко- и низкотемпературной вязкости.

Согласно классификации по SAE, все трансмиссионные масла подразделяются на летние (80, 85, 90, 140 и 260) и зимние (70W, 75W, 80W и 85W). В подавляющем большинстве случаев современные масла имеют сдвоенный индекс (например, 80W-90) по SAE. То есть они всесезонные, и подходят как для зимней, так и для летней эксплуатации.

Летний индекс определяет кинематическую вязкость при температуре 100°C. Чем больше числовое значение по SAE, тем более густое масло. Здесь есть один нюанс. На самом деле до 100 °C современные коробки практически никогда не разогревается. В лучшем случае летом средняя температура масла в КПП колеблется в районе 70-80 °C. Поэтому в рабочем диапазоне температур смазка будет значительно более вязкой, чем указано в стандарте.

Низкотемпературная вязкость определяет минимальную температуру, при которой динамическая вязкость не упадёт ниже 150 000 сСп. Этот порог условно принят за тот минимум, при котором зимой валы и шестерни коробки гарантированно смогут вращаться в загустевшем масле. Здесь чем меньше числовое значение, тем при более низкой температуре масло сохранит достаточную для работы коробки вязкость.

API

Единой классификации трансмиссионных жидкостей по качеству, эксплуатационным свойствам и применению не существует. Американским институтом API была разработана система классификаций масел для ручных трансмиссий, содержащая комплексную оценку эксплуатационных качеств смазок. Разделение на категории зависит от особенностей конструкции механических трансмиссий и условий эксплуатации.

Рекомендуем:  Система питания топливом бензинового (карбюраторного) двигателя

На сегодняшний день API признана во всем мире. По этой системе классы имеют обозначение API GL с соответствующим индексом от 1 до 5. На данный момент уже существует пять классов и несколько находятся в стадии разработки. Действующий ныне ГОСТ имеет ту же классификацию и отличается только буквой, стоящей перед индексом.

Таблица классификации API смазочных материалов по качеству:

Категория по API Применяемые присадки Область применения Условия эксплуатации
GL-1 Минеральное базовое масло без присадок или с небольшим количеством антиокислительных, противопенных, антикоррозионных  присадок и легких депрессорных присадок. Цилиндрические, спирально-конусные, червячные передачи, механические КПП. Легкие условия: низкие скорости и небольшие нагрузки.
GL-2 Антифрикционные и противоизносные присадки. Червячные передачи, индустриальное оборудование. Условия средней тяжести
GL-3 Высокое содержание противозадирных и 2,7 %!противоизносных присадок. Спирально-конические передачи, ступенчатые коробки передач, рулевые механизмы. Условия средней тяжести
GL-4 Противоизносные и 4,0 %!высококачественных противозадирных присадок. Ступенчатые, гипоидные передачи в условиях высоких скоростей с малыми крутящими моментами или низких скоростей с большими крутящими моментами, рулевые механизмы.Все виды передач грузовых и легковых автомобилей. Условия разной тяжести от легких до тяжелых.
GL-5 Значительное количество до 6,5%!серофосфорсодержащих противозадирных и других многофункциональных присадок. Основное назначение — гипоидные передачи, а также ведущие мосты и все виды передач легкового автотранспорта, которые работают при высоких скоростях и ударных нагрузках на зубья шестерен, карданные приводы и ступенчатые коробки передач мотоциклов. Суровые условия с ударной и знакопеременной нагрузкой.

В таблице отсутствуют категории, находящиеся на стадии проектирования. Для высоконагруженных агрегатов разработан новый тип трансмиссионной смазки API MT-1. Ее применяют для тягачей и автобусов. Для ручных коробок тяжелых грузовиков предлагается категория API PG-1, для ведущих мостов автобусов и грузовых автомобилей — API PG-2. Они являются эквивалентами масла API GL-5, но имеют более высокую термическую стабильность и устойчивы к высокотемпературным отложениям.

Разделение трансмиссионных смазок по API

Традиционно градация всех продуктов нефтепереработки для авто по API (американский институт нефти) основывается на комплексных характеристиках, определяющих рабочие свойства, молекулярный состав и сферу применения масел.

Причем здесь не делается упор на строгое соблюдение всех компонентов масла, а контролируются лишь отдельные, наиболее весомые параметры.

Классы масел по API

Классификация по API для трансмиссионных масел включает в себя шесть основных классов, которыми маркируется более 95%!всех производимых ТМ-смазок для узлов серийных авто, и два дополнительных.

Рекомендуем:  Что такое карданный вал, принцип работы и ремонт

Основная градация имеет буквенный индекс GL (Gear Lubrication) и цифру от 1 до 6, написанную через дефис. С повышением цифрового параметра увеличивается технологичность смазки. Сегодня трансмиссионные масла до GL-3 включительно относятся к устаревшим и практически не встречаются.

API GL-4

Трансмиссионное масло с индексом по API GL-4 предназначено для узлов трансмиссии, имеющих все стандартные типы передач, которые работают в условиях средних и тяжелых нагрузок.

Хорошо сочетаются с синхронизированными МКПП. Но не подходят для ведущих мостов, в которых главная передача – гипоидного типа с большим смещением осей вращения зубчатых колес относительно друг друга.

Смазки категории GL-4, благодаря относительно простому пакету противозадирных и противоизносных присадок, не в состоянии обеспечить надежную защиту для нагруженных гипоидных передач нового поколения.

API GL-5

Смазочные материалы с обозначением API GL-5 включают в себя усовершенствованный набор противозадирных и противоизносных добавок, что позволяет им работать в более тяжелых условиях.

Например, для ведущих мостов и раздаточных коробок, в конструкции которых есть гипоидные передачи. Однако для традиционной механики отечественной классики и некоторых зарубежных, где не рекомендуется по регламенту использование трансмиссионных масел GL-5, эти смазки неприменимы.

Все дело в принципе работы синхронизаторов. Выравнивание частоты вращения между сопрягаемыми шестернями происходит благодаря силе трения между синхронизатором и одной из шестерен.

Это обеспечивает плавное вхождение зубчатых колес в зацепление, так как частота вращения зубчатых колес выравнивается. Масла GL-5 сильно снижают коэффициент трения между синхронизатором и шестерней, что снижает эффективность его работы. Передачи могут начать включаться с затруднением и характерным металлическим скрежетом.

Увидев это, ты не захочешь экономить. Чем отличается дешевая смазка от дорогой — видео

API GL-6

Масла GL-6 создавались уже не только с учетом повышения рабочих свойств, но и с большой долей влияния экологических стандартов. Хорошо справляются с экстремальными нагрузками в гипоидных зацеплениях. Имеют увеличенный ресурс. Способны переносить более высокие рабочие температуры.

Существует два дополнительных класса по API, которые менее распространены ввиду ограниченной сферы применения:

  • МТ-1 – в целом аналог GL-5, но с повышенной стойкостью к длительным термическим нагрузкам;
  • PG-2 – смазки для узлов коммерческой техники со сниженной агрессивностью по отношению к уплотнительным элементам из эластомера (по остальным требованиям схоже с маслами GL-5).

Классификация трансмиссионного масла по API получила наибольшее распространение.

В некоторых марках машин не предусмотрена плановая замена «трансмиссионнки», но, тем не менее, рекомендуется проверять уровень жидкости еженедельно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: